Жизнь без дублей. Золотухин Валерий Сергеевич.

       Что это – предзнаменование, рок? Но эта дата безусловно наложила какой-то мистический отпечаток на жизнь, на биографию нашего героя. Валерий Сергеевич родился 21 июня 1941 года.

       «Я родился в Великую Отечественную. В самый день ее начала. Война меня не достала в прямом попадании, я был далеко от неё, на Алтае, у Христа за пазухой. Война шла себе, отец воевал, в него попало шесть пуль, но ни одна не убила – ему повезло, а я рос потихоньку, вместе с моими братьями и сестрами».

       «Отец (Сергей Илларионович Золотухин) работал начальником. Председателем колхоза. Мать была начальникова жена, председательша.  А мы с Ванькой и Тонькой были начальниковыми ребятишками.

       Отец запрягал пару коней. Ездил по полям, бригадам, пасекам, фермам – по всему громоздкому колхозному хозяйству, к тому времени укрупненному из мелких в одно большое.

       «Я решил артистом стать давно, в третьем – пятом классах. Я хотел стать артистом драматического театра, для того чтобы быть на сцене. Ни в кино (тогда еще не было такого массового телевидения), ни на радио…К нам приезжал провинциальный театр. Мы в сорокаградусный мороз сидели в шубах, а они играли Мольера, Гольдони. Обнаженные женщины, декольтированные одежды, у мужчин штанишки короткие, белые чулочки. Мы сидели в шубах, из-за пара даже трудно было различать, что происходило на сцене, а они там играли и смешили. Они делали что-то такое…такое чудо с деревенским народом!

       После школы, оставив алтайскую деревню Быстрый Исток, Валерий Сергеевич, впервые в жизни сел на поезд и поехал в Москву поступать в театральный институт. Никто – даже самые близкие люди – не верили в его успех. А он все же добился своего и поступил в институт. «Театральных заведений в Москве пруд пруди, но все они мне не годились, потому что: я подойду – училище, подойду – опять училище… А я четко выполнял наказ отца, чтоб на стене было приколочено – институт…Пока ходил – темнеть стало…В общем, нашел я этот институт в два часа ночи.

       Дом обнесен оградой железной, огромной, старинной, калитка на пудовом замке – к нему не подойдешь…Я перелез, на лавочке уснул…

       Поутру, как первая дверь открылась, Валерий – туда. А там народищу… И все по-городскому одеты. Никого в сатиновых шароварах да в дерматиновой шляпе больше не видать. Может, это и заинтересовало профессора. Пригласил он молодого человека.

       «- А зачем сюда приехал?» – «На артиста поступать. – «А что ты умеешь?» Я говорю: «Да все!» – «Как все?!» – «Да так, – говорю, – все. Мать таким родила…»

       Спел я ему два куплета – не останавливает?! Заслушался, видите ли…Я думаю, батюшки! Какого же Лазаря мне дальше-то запевать?! Куплетов-то не помню! Однако разворачиваю оглобли по-быстрому, и снова пою первый куплет, а сам думаю, если он меня сейчас задержит, я эти два куплета буду ходить по кругу, как кот ученый, где-нибудь я ему надоем, не может же он меня одного до вечера слушать. И действительно, на втором круге он меня попросил остановиться. «Ладно, – говорит, а басню знаешь?» А басню я учил в поезде, да, видать, недоучил. Начал я читать и забыл. Вместе с текстом вся моя смелость улетучилась, и я, честное слово, не вру…заревел…». Ладно, – говорит профессор, – плясать умеешь? Ах да…ты все умеешь. А ну-ка, говорит, играйте ему «русскую», да почаще!» Заиграли мне русскую, стал я плясать…И тут случилось самое, однако, главное, что меня в моей авантюре спасло. Этот профессор сидел-сидел, да как вскочит из-за стола, и ко мне в круг, и давай со мной оттопыривать, да ловко так…Ах, думаю, засиделся старичок бедняга тут…Да боюсь за него, как бы с сердцем у него чего не случилось…Но я, зря за него переживал, как потом выяснилось, месяц назад у него сын родился!»

       Поступил Валерий в ГИТИС. Остался в Москве и стал жить в студенческом общежитии на Трифоновской, возле Рижского вокзала. Сейчас в это даже трудно поверить, но Москва могла и не стать его городом, его судьбой.

       ГИТИС Золотухин окончил в 1963 году. Пошел работать в Театр имени Моссовета, но спустя год перешел в Театр драмы и комедии на Таганке.

        «Театр новый, оппозиционный, живой и задиристый. Дебютировал я в этом театре ролью Грушницкого в спектакле «Герой нашего времени». За два года службы в этом театре я много сыграл, работал от души, зарплата моя подскочила с 75 до 120 рублей…пока мне хорошо в этом театре. В кино работать некогда, театр не разрешает нам сниматься, но иногда удается, в результате чего появился фильм «Пакет».

       Первой заметной и большой ролью Валерия Золотухина в кино стал участковый Василий в детективе «Хозяин тайги» Владимира Назарова. Картина появилась в 1968 году.

       На съемочной площадке артист появлялся со своим хорошим другом Владимиром Высоцким, который уже был на тот момент популярным певцом и актером. Картина имела зрительский успех. Исполнилась заветная мечта Золотухина – он стал известным на всю страну.

       Фильм крепкий, настоящий и сегодня интересный. И он пользовался и пользуется успехом.

 «Из-за «Хозяина тайги» меня замучили корреспонденты: «Мосфильм» и «Советская культура», и я сам – получаю много писем самых благодарных и восторженных. Рецензии на фильм – лучше нельзя придумать. В «Алтайской правде» появился очерк обо мне «Парень из Быстрого Истока».

       А через три года в 1972 году на экранах появился фильм, который принес актеру еще большую популярность – музыкальная комедия «Бумбараш» Абрама Народицкого и Николая Рашеева. Говорят, что эта роль досталась Валерию Золотухину из-за его наглости. На место Бумбараша пробовался еще Михаил Кононов, но Золотухин подошел к режиссеру со словами: «Если хотите сделать хороший фильм, то берите Кононова, но если хотите заглянуть в вечность – берите меня».

       «Бумбара́ш» — советский двухсерийный музыкальный телефильм 1971 года, по мотивам ранних произведений и одноимённой повести Аркадия Гайдара.

       В новом веке Валерий Сергеевич снялся в сериале «Участок». Для актера эта работа стала очередным началом творческого пути. Первоначально на эту роль пробовали Сергея Юрского, затем предложили Михаилу Кононову. Однако тому сценарий не понравился. И тогда вспомнили о Валерии Сергеевиче. «Изначально планировалось, что Хали-Гали будет этаким Щукарем, прикольным балагуром, но Золотухин увидел эту роль как глубокую, сразу же категорически отказался комиковать, и правильно сделал!» – рассказывает сценарист Слаповский. Съемки проходили в деревне. Золотухин настолько вошел в роль, что его порой принимали за местного жителя даже сами актеры.

       Время идет, в кинематограф приходят новые технологии, совершенствуются и артисты. В 2004 году свой талант Валерий Сергеевич продемонстрировал в блокбастере «Ночной дозор» российского режиссера Тимура Бекмамбетова. Там он сыграл старого вампира, роль заметная, хоть и небольшая. Фильм снят в жанре городского фэнтези, по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко.

       В 2003 году Валерий Сергеевич становится художественным руководителем Государственного молодёжного театра Алтая.

       Пытается заняться политикой. 2 декабря 2007 года избран депутатом ГД 5 созыва по списку партии «Справедливая Россия», однако до вступления в должность, 14 декабря передал свой мандат Константину Бесчетному.

       Занимается литературным творчеством. Он автор девяти сборников художественной прозы и нескольких книг дневников.

       «Литература требует много времени, а у меня она пока что в положении падчерицы. Но, думаю, со временем чуть-чуть подрастет и превратится в хозяйку…Рано, конечно, говорить что-либо конкретное. Надо работать, писать…»

       18 июля 2011 года, после ухода Юрия Любимова, Золотухин был назначен директором Театра на Таганке со сроком полномочий до 15 октября. Этот срок был определён самим Золотухиным. Одновременно он исполнял обязанности художественного руководителя театра. В октябре 2011 года срок полномочий был продлён на год, до 15 октября 2012 года.

       Золотухин – трудоголик. Ему было интересно работать, он вообще без работы не мог. Это у него в крови, это стало его жизнью, его бытием. Отдых от работы – это смена работы. Вот так он и жил. Спектакли, и не только в своем театре, кинофильмы, концерты…О книгах мы здесь и не говорим. Валерий Золотухин многогранен, как и его творчество. Он был в постоянном движении. Все, что делал артист и литератор Валерий Золотухин, он делал от души, от сердца. Ему было важно дело, сработанное профессионально, крепко, на совесть. И во всем, где участвовал Валерий Сергеевич, он не «участвовал», а жил.

       По сообщениям супруги артиста и Департамента культуры Москвы, в марте 2013 года Золотухин покинул пост худрука по состоянию здоровья.

       По данным информагентства РБК, актёр не работал с декабря 2012 года, с тех пор несколько раз был госпитализирован, в результате обследования была диагностирована глиобластома. 5 марта 2013 года актёр был госпитализирован в отделение реанимации московского Института рентгенорадиологии. 14 марта стало известно, что врачи ввели его в искусственную кому.

       Утром 30 марта 2013 года артист скончался от осложнений опухоли мозга. Прощание с Золотухиным состоялось в Театре на Таганке, а похоронили актёра, согласно его воле, на территории построенного им Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток на Алтае, где он родился.

В. Золотухин В. Золотухин