Познавательный час «История выборов в лицах и фактах»

Политика встречает нас на каждом шагу. Даже на жизни далекого от политики человека то и дело сказываются решения руководителей страны. Не всегда нам нравится то, что происходит вокруг. Порой мы жалуемся на плохое управление страной, краем, городом. Критикуем действия тех или иных структур. А ведь все это – проявления политической жизни. И мы с вами – обычные граждане – в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону.

Как же это можно сделать? Прежде всего, участвуя в выборах. Но для того, чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать  свою политическую культуру.

 Именно с этой целью ежегодно в нашем городе проводится Месячник молодого избирателя, в котором участвуют все школы города, Заринский политехнический техникум, а также все учреждения культуры.

8 февраля 2019 года работником  Публичного центра правовой информации Центральной городской модельной библиотеки был проведен познавательный час «История выборов в лицах и фактах» для учеников 8 Б класса МБОУ СОШ «Лицей «Бригантина» в рамках Месячника молодого избирателя – 2019.

Перед учениками выступила также  Председатель Муниципальной избирательной комиссии г. Заринска Таисия Анатольевна Рубцова и вручила будущим молодым избирателям текст Конституции РФ – основной  документ, который  закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Ученики 8 Б класса  являются членами клуба «Молодой избиратель» с 2018 года.  Мероприятия по избирательному праву для них проводятся регулярно. В этот раз ребята совершили небольшой экскурс в историю выборов.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотирование с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб. «За» – означал белый боб. «Против» – черный. В Афинах существовал еще один тип тайного голосования – так называемый, «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования была предельно простой: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специально огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это несколько театрально: кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – «избирательный бюллетень», писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как «активное право», «списки избирателей», «Права человека и гражданина». Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово «гражданин» произносилось с гордостью.

В Древней Руси особенно ярко признаки демократии проявились в Новгороде (Новгородское вече) и Пскове. На новгородской земле была сформирована феодальная республика. Выборные органы власти здесь присутствовали с XII по XV века.

Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече – народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати – феодалам, владельцам торгового капитала, но и простому народу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.

В последующие века если население и привлекалось  к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Выбирались старосты, дворяне выбирали предводителей дворянства (XVIII век). Не раз проводились реформы местного самоуправления.

Революция 1905 года и последующие созывы 4-х дум – это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар (не понятие, а сама суть явления, как особого вида деятельности, направленного на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов) и столкнулись с предвыборной кампанией.

В 1993 году с принятием новой Конституции Российской Федерации открылась новая страница политической России: особенностью правовой базы формирования органов государственной власти стали многопартийность, демократия и процедура проведения выборов.

Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

  • Мы избираем Президента, депутатов Государственной Думы.
  • Голосуем за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей.
  • Не забываем мы выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления.
  • В случае необходимости участвуем в референдуме – всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет) и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).

Каждый из учеников – уже  не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти –они будут делать выбор. И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая  судьба в следующие несколько минут или лет.

И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что будущие молодые избиратели сделают мир лучше, добрее, разумнее.