О самом главном в жизни: Альберт Лиханов

(85 лет со дня рождения)

       13 сентября 1935 года, в обычной трудовой семье родился Альберт Лиханов. Отец его, по специальности был слесарь, будучи коммунистом, в самом начале войны ушел воевать в рядах добровольцев. Мать, медицинский лаборант, трудилась в госпиталях.  Детство мальчика прошло в городе Киров, где его и застали война, голод, лишения, вера в победу и ее ожидание. Вместе со своими сверстниками он занимался пошивом кисетов, участвовал во всевозможных конкурсах для раненых, выстаивал очереди за хлебом.  Все пережитое крепко закрепилось в его памяти и сердце. Школа и библиотека сыграли большую роль в жизни писателя, а бабушкины рассказы множества историй указали путь к книге.

       Свое творчество А. Лиханов посвятил детству. Герои его произведений – дети, подростки. Искренне, просто и доверительно автор рассказывает об их жизни, о сложностях возраста, о самопознании и самосовершенствовании юной личности, о становлении отношения к миру.

        Его произведения можно разделить по темам: первая тема – это книги о семье, взаимоотношении родителей и детей. Семья – это гнездо, где являются миру новые люди и от того, кем устроено это гнездо, крепко зависит, кем станут эти люди. Об этом повести «Чистые камушки», «Обман» и мальчишеский роман «Лабиринт». В этом произведении показано, как все запутано и фальшиво в мире взрослых. Отец Толика уходит к другой женщине, а ее сын Артем и герой романа Толик становятся друзьями. Подростки выдерживают испытание жизнью.

       Вторая тема – это память. Роман о тыловом детстве «Русские мальчики», состоящий из нескольких повестей с одним главным героем – Колей, и роман о послевоенных тяготах «Мужская школа». Вместе эти романы представляют дилогию о русском детстве эпохи исторических и, конечно, детских потрясений. Эти книги о главных жизненных ценностях таких, как честь, долг, подвиг и человеческое достоинство. Почти 30 лет работал Лиханов над романом «Русские мальчики», создавая повесть за повестью. Эти повести не только воспоминания о военном детстве, но и протест против войны. Война и детство – понятия несовместимые. Но вот закончилась Великая Отечественная война. Пережившие ее вчерашние выпускники начальной школы приходят в необычную для них “мужскую школу”. Здесь происходит не только познание новых условий жизни, но и становление характера, мужание главного героя, от лица которого ведется повествование.

       Третья тема – защита и предательство детей взрослыми. Этой теме посвящена трилогия, состоящая из повестей: «Благие намерения», «Голгофа», «Высшая мера». Герой повести «Голгофа» – фронтовик, шофер по профессии, списанный после ранения, случайно в гололед он сбивает женщину, везущую под гору тележку с хлебом, мать троих детей. Он признан невиновным в трагедии, но судит себя сам, своим высоким судом.

       Четвертая тема – ненужные дети. Эта тема объединяет в трилогию произведения последних лет: «Никто», «Сломанная кукла», «Слетки» Роман “Никто” – одно из самых драматичных произведений А.А. Лиханова. Современная “рыночная действительность” перемалывает судьбу паренька из детдома – Коли Топорова, которого бандиты именуют прозвищем Никто. Роман «Сломанная кукла» из сегодняшней нашей действительности: деньги и власть калечат жизнь славной, чистой, милой школьницы Маси, которую не спасают ни благополучие, ни мамина любовь.

       Пятая тема – испытания детского мира. Повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно» про испытания детского мира самым жестоким, что только есть, – неизлечимой болезнью, гибелью близких, взрослым предательством и взрослым же насилием. Лиханов пытается словом поддержать, подготовить и защитить неокрепшие детские души, переносящие недетские испытания. В повести «Девочка, которой все равно» нелегкие испытания выпали на долю маленькой девочки-детдомовки Насти, пережившей жуткое потрясение в детстве. Как сложится ее жизнь, сумеет ли она противостоять судьбе? Это зависит от взрослых. И как это славно, что на ее жизненном пути встречается неравнодушный человек – университетская студентка Оля. Книга «Мальчик, которому не больно» посвящена судьбе от рождения больного мальчика, на долю которого, кроме неизлечимой болезни, выпадают тяжкие, истинно взрослые испытания. Русская литература еще не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращенного к детям.

       Шестая тема – книги света и надежды. Это роман «Мой генерал» и повесть «Солнечное затмение». Эти книги о преодолении своих слабостей, заблуждений, стремлении к гармонии и надежде на лучшее будущее. Всё дальше и дальше от нас события Великой Отечественной войны. Но, как пишет Альберт Лиханов, “Прошлое миновало. Миновало – не значит исчезло, забылось, ушло. Забывать нельзя”. Его роман для детей «Мой генерал» посвящен дружбе двух близких людей: деда, генерала, воевавшего в Великую Отечественную, и его внука-школьника. Повесть «Солнечное затмение» построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель. Нравственное озарение посещает юных героев.

       Седьмая тема – тема сиротства, детского одиночества, покинутости. В повести «Благие намерения» молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно оказывается воспитательницей сирот-первоклассников. Но выбор ее прям и благороден. Тяготы чужого предательства она принимает на себя и служит детям. Повесть «Последние холода» рассказывает о трудном военном детстве. Уже заканчивается война, но многие ребятишки голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, как на войне. Однако им удаётся и в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь. Книга, как будто посвящённая прошлому, обращена в наше настоящее.

       Сам Альберт Лиханов сказал: «Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребенком».