«Быть учителем – призванье»

Тематическая информационная вкладка «Быть учителем – призванье»

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога.  Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. 

Тематическая информационная вкладка «Быть учителем – призванье» разработана в Год педагога и наставника. Мы будем каждый месяц знакомить вас с педагогами г. Заринска.

Сухих Любовь Ивановна

С чего начинается школа? Любая школа начинается с директора. Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы. Имя Любови Ивановны Сухих известно многим жителям нашего города. И связано оно в первую очередь с МБОУ Лицей «Бригантина», в котором она проработала много лет в качестве директора.

Любовь Ивановна родом из семьи, судьба которой тесно переплетена с историей и судьбой страны. Родилась в селе Казанка Рубцовского района Алтайского края в семье донского казака, который прибавил к своим 17 – и годам лишний год, чтобы отправиться на Алтай поднимать целину.

Юная Любовь мечтала стать учителем. В 1980 году окончила исторический факультет АГУ и приехала вместе с мужем, Виктором Николаевичем, на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку в Заринск. В душе теплилась мечта – преподавать любимый предмет в школе, но свободных вакансий в то время не было. По велению судьбы стала руководителем КИДа (Клуба Интернациональной Дружбы) в Доме пионеров, а затем методистом. Желание работать в школе не пропадало. И вот мечта сбылась, появилась вакансия в школе № 7, где работал директором замечательный человек Николай Яковлевич Садаков. Любовь Ивановна очень благодарна этому руководителю, много из своей педагогической практики переняла у него. В 1986 году была открыта школа № 5. Подобрался хороший, дружный коллектив, в том числе и из выпускников АГУ, во главе с директором Владимиром Геннадьевичем Бабушкиным, который также закончил исторический факультет этого вуза. Любовь Ивановну пригласили в этот состав. По 2009 год работала в школе № 5 учителем, заместителем директора, директором. С пятой школой связано очень многое: успехи, достижения, отличный коллектив, замечательные ученики, понимающие, мудрые родители. После реорганизации возглавила лицей «Бригантина».

Каждое утро Любови Ивановны начинается с лицейского порога. Она обязательно встречает всех ребят, идущих в школу. Кого – то похвалит, кого – то пожурит, а кому – то подскажет. А затем с головой погружается в ворох различных управленческих дел, многие из которых требуют незамедлительного решения. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боится внедрять новое в учебно – воспитательный процесс, поэтому учебное заведение успешно осваивает новые педагогические технологии, при этом старается, чтобы лучшие традиции сохранялись.

Под руководством Любови Ивановны лицей стал одним из лучших образовательных учреждений в городе. Подтверждением тому служат не только награды учеников, творческих коллективов и педагогов, но и благодарственные письма за подготовку выпускников, которые каждый год приходят из различных вузов.

Любовь Ивановна считает, что «конек» сегодняшнего образования – это традиции и инновации. Поэтому каждый учитель – творец, без творчества в нашей профессии невозможно качественное обучение школьников.

В редкие свободные минутки Любовь Ивановна занимается вязанием и читает. В молодости была спортсменкой, имела взрослый разряд по лыжам, волейболу. Выступала за сборную школы № 5 в спартакиаде педагогов, всегда были в лидерах.

«Работа – вся моя жизнь, – говорит Любовь Ивановна, – в моей душе педсовет продолжается бесконечно…Ценю в своей профессии то, что у учителя есть уникальная возможность соприкасаться с молодым, перспективным будущим страны. Сложное дело – учить, многие люди могут поучать, научать, а вот по – настоящему УЧИТЬ дано не каждому. Много тех, у кого это отлично получается, на них и держится образование. Этот талант не зависит от возраста, он есть и у молодых специалистов. Тех, кто не только знания, но и сердце, душу вкладывают в свою работу, ценят и дети, и родители. Это действительно учителя с большой буквы!»


У Любови Ивановны есть все: талант педагога, душевное теплота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия. Отдавая всю себя любимой работе, она получила заслуженное признание коллег и учеников. Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха – разве этого мало?

 Информация подготовлена по материалам Заринской городской газеты «Новое время».

Бердюгина Лариса Андреевна

Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Одна из таких учителей – Бердюгина Лариса Андреевна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Лицей “Бригантина” г. Заринска.

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Лариса Андреевна – опытный, увлеченный, грамотный педагог. Ее уроки соответствуют современным требованиям и способствуют формированию у учащихся любви к родному языку и литературе, воспитанию патриотизма и гражданственности, развитию логического мышления и креативности. Обучая детей, она стремится к тому, чтобы результатами образования ее учеников были не только грамотность, знание норм литературного языка, но и сформированность личности, реализующей свои собственные цели и ценности в жизни.

На уроках русского языка обучающиеся вовлечены в практическую, исследовательскую деятельность. Они открывают для себя разделы языкознания с помощью самых современных средств и методов обучения.

Уроки     литературы Ларисы     Андреевны – неповторимый и своеобразный мир, где царит художественное слово. Такой подход к своему предмету – искусство. Глубокая работа над текстом позволяет учащимся свободно размышлять о жизни и о себе, раскованно высказывать свою точку зрения.

«Для меня всегда интересны были две профессии: врача и учителя. Люди в белых халатах вызывали у меня благоговение, но, наверное, быть доктором – не мое. Сейчас очень много новомодных профессий. Но в них я себя не вижу. Учить детей – это то, что мне действительно интересно и нужно», – рассказывает Лариса Андреевна.

Лариса Андреевна владеет различными современными методами преподавания и использует их на своих уроках, регулярно применяет ИКТ. Ученики Ларисы     Андреевны умеют работать в сети Интернет, создавать мультимедийные презентации по заданной теме. У педагога накоплен богатый дидактический и методический материал по преподаваемым предметам. Разработан, представлен на муниципальном и окружном уровне и опубликован банк тестовых заданий для 5-11 классов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Методические разработки программы курса «Виртуальная газета» и урока литературы по теме «Традиции и новаторство в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» размещены на сайте АКИПКРО.

Интерес к преподаваемым предметам педагог формирует и через систему внеклассной работы по предмету: олимпиады, литературные конкурсы, тематические вечера, посвященные писателям и поэтам, музыкантам.   Учитель поощряет любознательность учащихся через творческие задания. Успехи своих учеников демонстрирует   родителям на родительских собраниях, совместных и общешкольных мероприятиях.

Результативность участия обучающихся Ларисы Андреевны в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе всегда высока. Ежегодно её ученики входят в состав призеров.

Учащиеся Ларисы Андреевны принимают активное и результативное   участие во всероссийском дистанционном литературном конкурсе центра интеллектуального гуманитарного развития «Перспектива», всероссийском дистанционном творческом конкурсе для дошкольников и школьников «Грани таланта», краевом заочном конкурсе юных литераторов «Золотая строфа», краевом конкурсе художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Ростки таланта», фестивале творческих работ «Журфест», программе «Будущее Алтая». Благодаря ее педагогической позиции, в классе сформирован сильный сплоченный дружный коллектив, дети занимают активную жизненную позицию: поездки в театры и на выставки, походы и экскурсии, 1-е места в лицейских и городских соревнованиях, конкурсах, акциях. Дети увлекаются спортом: имеют достижения краевого и городского уровня по боксу, конькобежному спорту, лыжам, волейболу. Участвуют во Всероссийских и межрегиональных конкурсах детских рисунков, сочинений, стихотворений, предметных олимпиадах и играх, интернет-конкурсах. Ни одна городская детская благотворительная акция не обходится без участия этого класса.

Лариса Андреевна – тонкий психолог, что позволяет ей не только знать социальную ситуацию класса, но и учитывать свои знания при решении педагогических задач. В преподаваемых классах никогда не возникает конфликтных ситуаций. В классе всегда позитивная атмосфера, которая способствует формированию и развитию дружеских взаимоотношений среди учащихся.

 Педагог отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему типовую образовательную программу. Умеет провести сравнительный анализ учебных программ, обосновать свой выбор. Рабочие программы по русскому языку и литературе, составленные Ларисой Андреевной, предполагают решение воспитательных и развивающих задач, составлены с учетом нормативных требований.  Учитель постоянно изучает нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности.  Обоснованно выбирает УМК по преподаваемым предметам.

Лариса Андреевна является председателем жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, постоянно активно участвует в опытно-экспериментальной инновационной работе по апробации новых УМК, технологий, учебников по русскому языку и литературе. Делится своим опытом на стажерских практиках окружного ресурсного центра.

Педагог – постоянный член Методического совета, Совета по развитию, Совета по качеству лицея. Она готовит интересные содержательные проблемные выступления к заседаниям педагогического совета лицея и психолого-педагогическим семинарам, заседаниям МО. Принимала активное творческое участие в разработке Программы развития лицея на 2011-2015 годы.   Педагог является руководителем муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы, председателем муниципальной аттестационной комиссии учителей русского языка и литературы, членом краевой экспертной комиссии по проверке работ ЕГЭ.

Лариса Андреевна –  очень хороший организатор, обладает широким кругозором, чувством такта, культурой общения, может вносить конструктивные предложения, к которым прислушиваются окружающие. Педагогу не чуждо переживание и сопереживание, она всегда внимательна к психологическому состоянию коллег.  Умеет хорошо организовать свое рабочее пространство, что помогает педагогу  выполнять работу  своевременно и качественно.

Секрет мастерства Ларисы Андреевны в неутомимом самосовершенствовании, постоянном движении, поиске таких путей образования, которые обогащают мысли и   чувства ученика, в наличии таких профессионально-личностных, деловых качеств, организаторских способностей педагога, которые соответствуют профессиональному стандарту и кодексу профессиональной этики педагога.

Информация подготовлена по материалам Заринской городской газеты «Новое время» и сети «Интернет».

Кухарева Одесса Владимировна

«Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков. Из тёплых маминых рук учитель взял твою руку» … И не только руку, но и маленькое сердце своего ученика. И целых четыре года он будет бережно нести его по жизни, проявляя нежную материнскую заботу, учить азам науки и культуры, воспитывать будущего гражданина своей великой страны. А через четыре года всё начнётся сначала. Снова всё с чистого листа. Это — работа учителя начальной школы. И призвание…

Это призвание и воплощает в жизнь Кухарева Одесса Владимировна – учитель начальных классов МБОУ «Лицей «Бригантина». Одесса Владимировна работает в лицее с 2018 года. За это время она показала себя как учитель, обладающий высокими профессиональными знаниями, творческим потенциалом. Поиск и творчество, эрудиция и наблюдательность, мастерство и требовательность, уважительное и тактичное отношение к родителям, ученикам и коллегам создали Одессе Владимировне заслуженный авторитет в коллективе.

Проводя уроки и внеклассные мероприятия, Одесса Владимировна творчески подходит к выбору различных приёмов, активизирующих мыслительную деятельность детей, добиваясь максимально возможных результатов. Все её усилия направлены на пробуждение в ребёнке любви к умственному труду. Любимая фраза: «Лекарство от глупости уже существует — читайте книги».

     Одесса Владимировна владеет в совершенстве методикой начального обучения, занимается самообразованием. Знает и понимает основные образовательные цели введения обновлённого ФГОС начального   образования, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Владеет и применяет современные педагогические технологии:  развития личностного потенциала учащихся, формирование и развитие компетенций «4К», технологии уровневой дифференциации, технологии проблемного обучения. Ее уроки соответствуют современным требованиям и способствуют формированию у учащихся устойчивого познавательного  интереса. Ведущие методы на уроке – создание проблемной ситуации, ситуации успеха. Одесса Владимировна умело сочетает самостоятельную практическую деятельность школьников с контролем и руководством учителя; использует алгоритмы, схемы, таблицы с целью развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы

    Анализ результатов диагностик контрольных работ показывает, что уровень мыслительной деятельности обучающихся находится на оптимальном уровне, знания детей стабильны. Несмотря на то, что 2021-2022 учебный год Одесса Владимировна работала в первом классе, качество знаний можно отметить по предыдущему выпуску, оно составляет 68%.

Результативность обучения у данного учителя достигается благодаря выполнению базовых программ и личным творческим инициативам. Обучающиеся Одессы Владимировны принимают активное участие в олимпиадах на портале   Учи.ру.

Одесса Владимировна активно реализует проект повышения финансовой грамотности учащихся начальной школы в рамках курса внеурочной деятельности «Школа финансов», в 2019 – 2020 учебном году несла ответственность за подготовку волонтеров по финансовой грамотности среди школьников и студентов и организацию мероприятий по финансовой грамотности для детей и молодежи в Алтайском крае. Осуществляет деятельность по межпредметной интеграции как способе формирования финансовой грамотности на уроках в начальной школе. Результат работы – статья «Деятельность волонтёров при организации и проведении в пришкольном лагере интеллектуальных шоу, ориентированных на повышение финансовой грамотности учащихся начальной школы», принятая  для публикации в электронном издании.

Имеет следующие поощрения в данной сфере деятельности: Благодарственное письмо директора АНО «Национального центра Финансовой грамотности» Е.А. Блискавки за активное участие и проведение мероприятий в рамках Всероссийской недели сбережений 2019, Благодарность заместителя министра финансов Алтайского края И.Н. Белых за активное участие в реализации государственной программы Алтайского края «Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае» в 2018 году и личный вклад в финансовое просвещение населения города.

В воспитании использует методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, а именно: соревнование, поощрение, метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие.

15 апреля 2021 года выступила с докладом на вебинаре «Практико-ориентированная воспитательная среда как одно из условий формирования гибких навыков» в рамках работы краевого УМО.

В 2021 году Кухарева О.В. стала победителем конкурса «Учитель года города Заринска». Профессионализм, творчество, поиск, инициатива, корректность, отзывчивость, трудолюбие – а эти качества были отмечены членами жюри уже на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Алтая – 2022», где Одесса Владимировна вошла в пятёрку призёров, став лауреатом конкурса.

Кроме этого педагог получила профессиональное логопедическое образование и помогает обучающимся лицея, имеющим логопедические проблемы, несформированность фонематического слуха, дисграфию и др.

В 2023 году назначена руководителем муниципального методического объединения учителей начальных классов.

Любит читать современную иностранную и отечественную литературу, сочиняет стихи для сценариев и мероприятий, увлекается рукоделием.

Одесса Владимировна состоялась не только как педагог. Особая гордость – семья. Радуют дети: дочь Регина-студентка 4 курса медицинского университета, сын Георгий – ученик 8 класса. Всегда поддерживает муж Игорь. Совсем скоро у супругов серебряная свадьба.

Одесса Владимировна Кухарева – чуткий, творческий, эрудированный и начитанный человек, преданный своему делу и беззаветно любящий детей.

Её профессиональное кредо: «Открывая ученику душу, ты пускаешь его в свой мир. Пусть в этом мире ему будет тепло и уютно».

Карлюк Лидия Михайловна

Учитель. Добрый человек. Увлечена русской словесностью, искусством –  всё это о Лидии Михайловне Карлюк.

В 1973 году окончила с отличием историко – филологический факультет Барнаульского государственного института по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Работала учителем русского языка и литературы в г. Змеиногорске в рабочем поселке Троицкое.

С 1986 года – в школах г. Заринска. Была заместителем директора по учебно – воспитательной работе в школе № 2. «С огромной благодарностью вспоминаю нашу административную команду во второй школе – Татьяну Викторовну Григоренко, Любовь Алексеевну Костромину – и весь педагогический коллектив, возглавляемый талантливым руководителем, влюбленным в свое дело – Эммой Борисовной Казаковой» – вспоминает Лидия Михайловна. Те годы многим педагогам запомнились тем, что Лидия Михайловна щедро делилась своим опытом с коллегами, её работа «Школа становления учителя» стала своеобразным бестселлером в учительской среде. Гибкость и изобретательность, зоркость и стремление к самооценке – вот отличительные качества Карлюк.

С 2000 года работала заместителем директора по учебно – воспитательной работе в школе № 3, имела высшую квалификационную категорию как заместитель директора по учебно – воспитательной работе и как учитель русского языка и литературы.

Были в профессиональной копилке Лидии Михайловны свои маленькие секреты. Изучая то или иное произведение, она старалась найти в нем наиболее интересные сцены и затем преподнести их учащимся. То есть заинтриговать, заинтересовать ярким эпизодом, который потом поможет познакомиться со всем произведением в целом.

В 2005 году разработала и внедрила программу «Одаренные дети».

Целенаправленно работала над созданием в школе здоровьесберегающих условий: участвовала в разработке программы «Обеспечение здоровье сберегающих условий обучения учащихся», совместно с административной командой разрабатывала планы проведения Дней здоровья.

Организовывала работу с педагогами по самообобщению и обобщению педагогического опыта, выявляла наиболее успешных педагогов, готовила их к участию в профессиональных конкурсах и выставках. Контролировала работу учителей по выполнению учебных планов и программ, проводила методические оперативные совещания, индивидуальные консультации по вопросам самообразования, тематического планирования, участвовала в разработке образовательной программы школы.

Лидия Михайловна постоянно стремилась к самообразованию в различных его формах (изучала законодательные и другие нормативные акты по вопросам обучения и воспитания учащихся, охраны здоровья и труда учащихся и учителей, постоянно изучала методическую и психолого – педагогическую литературу, в 2007 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Проектирования и экспертизы программ развития школ в условиях реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений»). Устанавливала и регулировала связи с научно – педагогическими учреждениями, методическими службами города, индивидуально работала с учителями по участию их в работе проблемных групп, городских методических объединений, оказывала помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных технологий, методик, программ элективных курсов. Всегда соблюдала требования санитарно – эпидемиологической безопасности, обеспечивала контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов ТСО, организовывала работу по соблюдению правил охраны труда.

У Лидии Михайловны ежегодно выпускники оканчивали школу с золотой и серебряной медалью, росли результаты участия учащихся в городских и краевых предметных олимпиадах, показатели экзаменов в форме ЕГЭ по русскому языку свидетельствовали о том, что учащиеся в основном подтверждали свои знания.

В общении с Лидией Михайловной прежде всего поражает ее интеллигентность и обаяние, что редкость в наше время. Но здесь секрета нет, ведь основной принцип жизни у Лидии Михайловны – не обижать людей ни словом, ни жестом.

Награждена медалью «Ветеран труда» и значком «Отличник народного просвещения».

«Открывать детям красоту родного языка, знакомить их с образами литературных героев – это такая радость! Безусловно, были не только профессиональные достижения, но и ошибки, но я всегда гордилась своим призванием и стремилась совершенствовать и развивать профессиональный уровень. Убеждена: учитель должен иметь глубокие знания и постоянно учиться, уважать всех своих учеников и их родителей, сотрудничать с ними. Главное – не убить в детях веру в себя и желание учиться. С благодарностью и уважением вспоминаю моих учеников и их родителей. Всегда рада встрече с ними.

Счастлива тем, что всю мою жизнь наполняет художественная литература…»

Марченко Таисия Александровна

«Когда история страны и судьба

человека становятся одним целым».

Таисия Александровна родилась в семье крещеных татар в селе Сарсазы близ города Чистополя, от которого до татарской столицы Казани сутки водного пути по Волге и Каме. Совсем маленькой мать сдала ее на воспитание деду и бабушке, а сама уехала в Казань. Таисия рвалась в школу, пошла на год раньше, мать, дед и бабушка – малограмотные, а у нее было страстное стремление к знаниям. В те годы обучение было раздельным: девочки учились в женских школах, мальчики – в мужских. Обучение велось на русском языке, обязательным предметом была каллиграфия.

Закончила Таисия Александровна 7 классов, мать предложила ей пойти в училище, после 10 класса советовала поступить в техникум. После окончания школы металась с подругами по Казани – искали вуз. Зашли случайно в Казанский университет, в приемной комиссии сидел красивый, обаятельный мужчина – преподаватель с географического факультета; женская школа № 83 (которую закончила Таисия Александровна) считалась одной из лучших в городе, и поэтому, он разными перспективами уговорил абитуриенток, и они поступили на отделение физической географии. Хотя учительница истории Нина Кранидовна пророчила ей исторический факультет.

На геофаке пришлось изучать климатологию, геодезию, геологию, минералогию, хорошо знала флору и фауну Татарии, картографию. Училась на стипендию. Практику после каждого курса географы проходили вдоль берегов Волги. Геодезические съемки с нивелирами, теодолитами проводили парни. А девчонки только ногами болтали. С подругами Таисия мечтала уехать (и готовилась к этому) на северный полюс и работать на полярных станциях «Мир – 1», «Мир – 2» или в геологической партии. За дипломную работу она была награждена почетной грамотой. Декан советовал год проработать в близлежащей деревне и вернуться в университет для занятия наукой.

Партия призвала комсомол на целину. Приехали в Барнаул, на улицах босоножки утопали в песке. После цивилизации большого города Барнаул вызвал разочарование и отчаяние. Дали карту в крайоно, девчонки быстро себе выбрали места, они к жизни были больше приспособлены, а Таисия Александровна к бабушке приезжала только на отдых, мать не готовить, ни стирать не научила, в жизни были только книги, танцы, театры, учеба в университете. Посоветовали ехать в Хмелевку. Жила на квартире, вела географию. Сменился директор и, узнав, что она закончила университет, заставил Таисию Александровну преподавать историю. Вскоре вышла замуж за Анатолия Андреевича Марченко, который весь быт, хозяйство и огород брал на себя, а она не земельная, не огородная, в жизни только книги и бесконечная учительская работа. Чтобы ее не считали в школе хуже учителей – историков, приходилось много заниматься самообразованием, спать по три часа в сутки. После переезда в Сорокино, Таисия Александровна много лет отработала в школе № 4.