Информационный час. О, сколько нам открытий…
95 лет со дня рождения М. А. Константиновского.
Родился 1 мая 1926 г. в Ташкент в семье военнослужащего и медика.
Своё редкое имя он получил из соединения слов Май (потому что родился 1 мая) и Ленин.
В 1949 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ), радиоинженер. Работал в НИИ, ходил в рейсы на научно-исследовательских судах, в том числе судах Акустического института АН СССР «Сергей Вавилов» и «Пётр Лебедев».
Печатался как журналист с 1950 г. (газета Краснознамённого Балтийского Флота «Страж Балтики»), с 1962 г. писал заметки в журналы «Знание — сила и «Наука и жизнь». С 1963 г. начал писать научно-популярные книги для детей.
Создал знаменитый цикл детских радиопередач КОАПП (Комитет Охраны Авторских Прав Природы) о науке бионике, с огромным успехом, шедший в 1960 и 1970 годы. Сценарии-пьесы КОАПП живо, легко, с потрясающим остроумием знакомили детей со сложными и интересными явлениями живой природы, представляющими интерес для науки и техники. Главными действующими лицами передачи были животные (Кашалот, Мартышка, Гепард, Сова, Птица-секретарь и других) и Человек. Майлен Аронович Константиновский получал огромное количество писем от юных радиослушателей. Порой для ответа на них ему «приходилось проводить вечера в Ленинке. Потом привлекли биологов, которые занимались ответами». В 1984—1990 годах на творческом объединении «Экран» снят сериал из 18 кукольных мультфильмов по мотивам произведений М. Константиновского (в упрощённой, адаптированной для дошкольников версии).
В 1998 году за серию радио пьес КОАПП ему была присуждена Государственная премия России. В 2000—2001 годах был сценаристом телеверсии КОАПП на канале ОРТ, в которой в роли животных были известные артисты. Было выпущено 16 серий. На вручении телевизионной премии ТЭФИ в 2001 году КОАПП был признан лучшим в номинации «Программа для детей». После смерти Майлена Константиновского производство программы прекратилось.
О Майлене Константиновском и его программе вспоминает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИФХБ им. А. Н. Белозерского Татьяна Васильевна Потапова.
«Майлен Константиновский, писатель, драматург, радиоинженер (выпускник Военно-морской инженерной академии), товарищ и друг. Да, было за 70. Да, нередко болел. Но ушел – внезапно: в разгар работы над новым телевизионным проектом. Еще не осознана боль потери – словно на время ушел человек. Может быть поэтому за поминальным столом, после прощания у гроба с холодным телом дорогого человека, те немногие из друзей Майлена, кого в разгар московской июльской жары поймала в свои сети страшная весть, говорили не о смерти.
Говорили о судьбах российской культуры и языка, наших детей и наших талантов, родной природы. Жрецом и хранителем всех этих культурных ценностей долгие годы был ушедший от нас человек…. Кто заменит его на этом посту? Кто воздаст должное его памяти? Кто оценит по достоинству его вклад в отечественную и мировую культуру? – Некому. Кроме нас самих… Российское общество всегда было жестоко к своим талантам. И при царе. И при советской власти. И при сейчас.
Любопытно было бы провести социологическое исследование (или хотя бы – опрос), что значили в жизни каждого из нас созданные Майленом герои знаменитого радио сериала «КОАПП – О событиях невероятных». Я помню свои юношеские годы и радость от этих радио встреч с настоящими чудесами. Говорящие звери, птицы, рыбы, насекомые и микробы, объединившиеся, чтобы создать Комитет Охраны Авторских Прав Природы, увлекали в таинственный мир природы, сложный и загадочный и столь богатый идеями! Талант Майлена открывал для слушателей совсем новый смысл в мире природы. Привычное отношение к этому миру как источнику всяких благ, равно как и с детства культивируемое всеми жанрами нашего многонационального искусства наслаждение красотой и совершенством природы, дополнялись новым трепетным чувством. Это было отношение к природе как источнику пищи для ума, неиссякаемому источнику знаний. И в этом мир природы не противостоял человеку, с ним не нужно было бороться и побеждать, у него ничего не нужно было отнимать. Мир природы не был обезличен, его интересы представляли конкретные персонажи. Созданные волей и талантом писателя и драматурга образы обитателей мира дикой природы были дружественны человеку. Они были умны, добры и справедливы. И они были очень разные. Именно это разнообразие создавало массу драматургических коллизий, детективных историй и приключений. Все разрешалось мирно. Но мир и дружба между Человеком и Природой восстанавливались только после изрядных совместных трудов в атмосфере безусловного уважения к Правам друг друга. Добавим еще, что воспринимали мы это все на слух, наслаждаясь помимо содержания пьес изумительной речью героев. Точный выбор слов, тонкий и добрый юмор, изящество аргументации, интонационный строй этих живых разговоров очаровывал и околдовывал, делал нас добровольными пленниками КОАППа, а вернее — Майлена.
В редакции Майлена любили. Редактор, режиссер, актеры, коллеги. Я – тоже. Но тогда мы почти не общались. Так, — «Здрасьте!» – «Здрасьте!». Майлен был очень заботлив. Он постоянно решал множество педагогических проблем. Его живой ум, горячее сердце и легкое перо становились на защиту Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных и созданной ими педагогической системы. Он писал о Шалве Александровиче Амонашвили и его инновационной педагогике. Будучи человеком активным и общительным, Майлен ухитрялся на бегу замолвить слово в защиту то одного, то другого талантливого педагога людям, власть предержащим. А его знали и любили и в этих кругах. К нему прислушивались академики и министры. Для него почти не было закрытых дверей. И при этом он не был борцом и политиком в современном понимании. Он не создавал групп и партий. Не ломился в закрытые двери. Он просто общался с живыми людьми. И благодаря его живому слову один живой человек узнавал о проблемах другого живого человека и приходил на помощь. Таким нехитрым образом Майлену удавалось договориться о поддержке одних живых людей другими живыми людьми. Именно слово Майлена делало порой чудеса. Только слово. А словом он владел блестяще: любил слова, любил создавать из них сложные композиции – радио пьесы.
Удивительным явлением были его дружеские советы. Он никогда не советовал в жанре «вообще». Если уж он брался помочь советом, то сразу создавался готовый сценарий действий. После этого он безотлагательно принимался сам за часть придуманной им работы, строго и придирчиво настаивая на том, чтобы и я безотлагательно совершала необходимые конкретные шаги. И получалось. Иногда не совсем то, что планировалось. Но всегда – интересно! Для меня это тоже была хорошая школа. Мы ведь всю жизнь учимся. И лучше всего – на конкретных примерах, сопровождаемых правильными словами. И уж, совсем замечательно – когда есть УЧИТЕЛЬ. Современная педагогическая психология объясняет, что в дошкольном детстве ребенок вообще всему учится только и исключительно по образцам, а речь, которую он очень заинтересованно по ходу дела усваивает, никоим образом поведением ребенка не управляет (увы! – мамы и папы, — увы!). Майлен этой педагогикой владел в совершенстве и сам жил по законам этой педагогики. Он жил чисто и честно, совершенствуя и тут же используя на практике, мастерство выражать словом мысль, описывать словом логику поступков и действий. Потому и любили его близкие и так дорожили общением с этим чудесным человеком.
Очень важно в наше время всеми возможными средствами быстро и эффективно переводить в массовое сознание те культурные ценности, которые созданы героическим творческим трудом одиночек во всех областях культуры. Именно поэтому так важно сейчас собрать все, что создано Майленом Константиновским, тщательно изучить, обобщить, перевести в технологии. Он сам, конечно и, безусловно, был человеком с вершины треугольника Кандинского. Идею освоения Человеком языка Природы не в обезличенной форме научных законов, а через интересы конкретных представителей дикой природы и ради дружественного партнерства с природой Майлену в готовом виде воспринять было не от кого. Он был первым. И он был предан этой идее всю жизнь. Служил ей верой и правдой.
Майлен Аронович Константиновский похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы. На тёмной плите надгробия в светлом квадрате начертана аббревиатура КОАПП и помещено изображение Птицы-секретаря, которая исполняла функции ведущего на каждом заседании «Комитета Охраны Авторских Прав Природы», издавая возглас «Коапп! Коапп! Коапп!» при открытии заседания и при его закрытии.