Литературный час «Жизнь и творчество Т. Драйзера»
(к 150-летию со дня рождения)
Теодор Драйзер – американский писатель и журналист, родился в штате Индиана, 27 августа 1871г. в городе Терре – Хот. Семья была очень религиозной. Теодор был двенадцатым ребенком.
Детство писателя прошло в нужде и лишениях, и потому Теодор рано начал самостоятельную жизнь: мыл посуду в ресторане, развозил бельё из прачечной, работал на ферме. Школьная учительница помогла ему поступить в университет в Блумингтоне.
Помимо учёбы юноша писал статьи на разные темы, был репортером газеты «Чикаго дейли ньюс». Работая репортёром, он смог досконально изучить жизнь страны. Опыт в газете помог будущему писателю стать сотрудником различных американских журналов, где он опубликовал свыше 40 статей и очерков на разные темы.
Был женат на прекрасной Саре Уайт, с которой потом разошёлся.
Драйзер – художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство – это искусство точного до скрупулёзности изображения, искусство фактов и вещей. Писатель передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т.д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая его особой природы.
Основываясь на интенсивной журналистской работе, он с большим удовольствием описывал динамичное развитие Чикаго, крайнюю нищету и чрезвычайное богатство. Он часто обращался к проблеме социального неравенства. Драйзер оказал большое влияние на следующее поколение, хотя критики иногда обвиняли его в тяжелом стиле.
Его первый роман «Сестра Керри», где представлена история девушки из рабочей семьи. Критики осудили сестру Кэрри за её поведение, а Драйзера – за то, что он в свою очередь не осудил героиню. Но творческим методом Драйзера того времени был натурализм – метод, который признаёт не понятия плохо или хорошо, а понятие – существует в природе. Кэрри достигает благополучия не при помощи мужчин, а благодаря своей внутренней энергии. Она расстается и с первым и со вторым мужчинами, которые не обладали такой энергией. Психо – эмоциональный потенциал этих мужчин иссяк, а у Керри он огромен. Здесь никто не виноват, кроме самой сути жизни. Поэтому Драйзер и не осуждает Кэрри.
Блюстители морали встретили первый роман писателя весьма враждебно, и издатели прекратили продажу «безнравственного» произведения. Было распространено всего около 500 экземпляров книг, что тяжко ранило молодого литератора.
Только в 1911г., после работы на железной дороге, а также в редакциях низкопробных журналов, Теодор Драйзер опубликовал свой второй роман «Дженни Герхардт». В его основе – судьба женщины из простой семьи. Но в отличие от предыдущей героини, Дженни была любящей и преданной девушкой. На этот раз американская критика к произведению отнеслась более благосклонно.
В 1912 году вышел роман «Финансист» писатель начал свою монументальную «Трилогию желаний», куда вошли еще романы «Титан» и «Стоик». С исключительной изобразительной силой Драйзер обрисовал быт и нравы финансовой среды. Здесь представлена страна банков и монополий, производства и капитала. Основной персонаж – американский магнат Фрэнк Каупервуд, «титан без души и сердца», но талантливый и энергичный.
Но, пожалуй, самым известным и читаемым романом была книга «Американская трагедия», вышедшая в 1925г. Этот роман сразу же стал литературной сенсацией, а Теодор Драйзер – знаменитым. По определению нашего времени эту книгу можно назвать триллером. Её прочтение оставляло ранимый след в душе неискушённых девушек. Первая страстная любовь Роберты закончилась для неё очень печально. Трагически заканчивается жизнь персонажей: девушка погибла, Клайд, обвинённый в её убийстве, заканчивает свою жизнь на электрическом стуле.
Книги «грусти» – такое определение прозвучало в отзывах читателей о романах Драйзера. Всем героям хотелось лучшей жизни: любви, богатства, славы. Питаясь иллюзиями, они пытались достигнуть цели разными способами, но жизнь ломает их и выбрасывает на обочину. Несомненная заслуга писателя в том, что он отучил публику от легкого, бездумного чтива, и предлагал серьёзную правдивую литературу, тесно связанную с жизнью народа.
Суровой и непреклонной борьбой за правду жизни он открыл XX век американской литературы, вернул ей живое дыхание, проложив путь плеяде крупнейших американских писателей нашего времени.
В 1944 году американская академия искусств и литературы наградила писателя почётной золотой медалью «за выдающиеся достижения в области искусства и литературы».
В декабре 1945 года Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности, в Голливуде, штат Калифорния, США.
Известный американский критик и публицист Генри Менкен писал после смерти Драйзера в 1945г. «Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности…».