Патриотический час “О славной битве Куликовской…”
Куликовская битва — героическое сражение нашего народа с армией Золотой Орды. Битва и победа в ней имела для русского народа огромное значение. Исход Куликовской битвы показал русскому народу, что они сильны и в их силах положить конец нашествию татаро-монгол. Лишь в объединении есть спасение.
Москва стала центром для объединения славян в эти тяжелые годы, а вместе с вражеской армией рухнул и миф о непобедимости ордынцев.
Сражение началось 8 сентября 1380 года, на том месте, где сейчас находится Тульская область.
Куликовская битва — название сражения, которое знакомо нам из школьной программы. Но не все знают, что первоначально это событие называли Битвой на Дону. Это связано с местом, где произошло побоище. Современные исследователи точно доказали, что оно состоялось между знаменитой рекой Дон и малоизвестной речкой Непрядвой.
Привычное для современного обывателя имя битва получила только в девятнадцатом веке. Также можно услышать, что Куликовскую битву называют Мамаево побоище. Так звали предводителя татаро-монгольского ига. Такое название чаще всего встречается в литературных произведениях.
Отказ князя выплачивать дань Орде стало основной причиной и поводом для битвы. Но Дмитрий Донской не думал оспаривать право Золотой Орды на взимание оброка. Он был готов платить, дабы не навлечь на себя и свои земли гнев ордынцев.
Дело в том, что дань с него требовал Мамай, который не являлся законным правителем, а был, скорее, захватчиком власти.
Великое событие началось с боя великих богатырей: русским воином, монахом Пересветом и монгольским бойцом Челубеем.
Александр Пересвет был благословлен и послан на битву Сергием Радонежским вместе с другим монахом, которого мы знаем, как Ослябя. Ханский выдвиженец обладал огромной силой, но и наш был крепок, как скала.
Писание гласит, что они сошлись и Пересвет выбил Челубея из седла. Они оба друг друга поразили копьями и скончались. Но по разным данным известно два варианта судьбы русского монаха. Один гласит, что Александр тоже погиб, но доскакал до русских позиций, а по второй он выжил.
Победоносцем решающего для русского народа сражения стал великий князь Дмитрий Донской. Дмитрий Донской был глубоко верующим человеком и, разумеется, не мог не попросить благословения перед боем. Исход боя был неизвестен, даже многие русские люди считали, что этот поход является путём на верную гибель. Благословил воеводу великий русский святой Сергий Радонежский.
Мудрым тактическим ходом полководца было решение прибыть на поле брани заранее, дабы изучить ландшафт и местность территории, на которой предстояло провести очень тяжёлое сражение. Дмитрий Донской до начала боя уже достаточно хорошо знал, в каких условиях его армия будет вести битву, что дало ему еще одно преимущество.
Враги же до последнего момента не знали ничего о месте, на котором будет проходить театр военных действий. Отсутствие этих знаний заставило хана тратить лишнее время на изучение, в то время как Донской уже мог свободно переходить в атаку.
Точная численность войск до сих пор не установлена. По самым низким подсчетам, со стороны войска Донского и Мамайских воинов выступало всего несколько тысяч человек. Другие же источники утверждают, что только войско хана насчитывало более 800 тысяч душ.
«Летописная повесть о Куликовской битве» приводит следующие данные о численности войска: 100 тысяч воинов Московского княжества и 50-100 тысяч воинов союзников. А со стороны противника выступало около 300 тысяч человек.
Решившим исход сражения стал удар засадного полка под руководством князя Боброка-Волынского и князя Серпухова. Прием не был нов и уже использовался другим известным полководцем, чьё имя Александр Невский. Как и почти два столетия назад, это принесло плоды.
Серпуховский торопился нанести удар, но Боброк выжидал удобный момент. И это было еще одно мудрое решение, которое дало возможность зайти в тыл и смертельно ранить вражескую армию
Одна из легенд, связанных с Куликовской битвой, гласит, что возвращаясь после сражения в Москву, князь Дмитрий побывал в казачьем городке Сиротине, где получил в дар бесценную реликвию, впоследствии ставшую одной из главных русских православных святынь. Более поздние интерпретации легенды утверждают, что казаки с иконой прибыли в стан московского князя Дмитрия накануне битвы, чтобы оказать ему помощь в сражении с татарами. На протяжении всей битвы икона находилась в стане русских войск и ее заступничеству была приписана одержанная победа.