Познавательный час “В поисках волшебного цветка” (традиции и обряды Ивана Купалы)
Иван Купала в народе считается одним из главных праздников лета. Появился он ещё в дохристианские времена у восточных славян, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. До Крещения славяне праздновали День летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот. Праздник до перехода на григорианский календарь приходился на самую короткую ночь в году. Сегодня она приходится на 21-22 июня.
Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля.
Церковь отмечает в этот день Рождество Иоанна Предтечи /Крестителя/. Оба события имеют непосредственное отношение к воде. Изначально на Купалу купались в водоёмах, очищаясь от дурного, а Иоанн Предтеча крестил людей окунанием в воду.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и сегодня.
Отмечать праздник начинают с 6 июля. Этот день в народном календаре называется Аграфена Купальница. Наши предки топили бани, в которых парились и мылись.
Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. Их изготавливали из молодых ветвей берёзы, черемухи, ивы, ольхи и других лиственных деревьев. Все это происходило под пение песен.
Заготавливали другие колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
Иван-да-марью принято собирать в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят.
По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. По поверью увидеть цветение папоротника можно только один раз в году – в ночь на Ивана Купалу. Цветёт при этом не каждый папоротниковый куст, а только произрастающий на скрытой от глаз поляне среди дремучего непроходимого леса. Тот же счастливчик, которому удастся найти и сорвать редкостный цветок, наделяется невиданными способностями.
Он начинает понимать язык зверей и птиц, наделяется даром ясновидения, получает способность видеть зарытые в земле клады. Любые замки и запоры, при прикосновении обладателя таинственного цветка, рассыпаются в прах. Кроме того, по некоторым преданиям, счастливчик получает возможность повелевать нечистыми силами, становиться невидимым, неуязвимым для огня и воды, принимать, по желанию, любой облик.
Зацветает папоротник в полночь. Считается, что, когда он цветет, «море колышется, ночь бывает яснее дня», могут начаться сильные грозы. Разрывается бутон с треском и расцветает золотым или ярко-красным пламенем, подобно молнии. Цветет папоротник лишь мгновение, потом его срывает и уносит нечистая сила.
В ночь с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год.
По народным поверьям, в день летнего солнцестояния вода может «дружить» с огнём. В честь этого жгли костры на берегу рек. Девушки гадали по венкам, которые опускали в реку и смотрели, как они плывут.
Если венок поплыл, то это предвещало счастье, долгие годы жизни, а незамужним – скорую свадьбу.
Ближе к закату на берегах водоёмов или на возвышенностях разжигали костры. Иногда огонь добывали трением дерева об дерево. Молодежь приносила со всего села большое количество хвороста, который складывали в высокую пирамиду. В центре пирамиды устанавливали шест, а на него насаживали смоляную бочку, колесо и череп коровы или лошади. Костры разжигали поздним вечером, огонь горел до самого утра. В некоторых селениях огонь из костра несли в жилища, от него разжигали новый огонь в очаге. К костру должны были выйти все женщины, проживающие поблизости. Тех, кто не вышел, подозревали в колдовстве.
Вокруг костра водили хороводы, пели купальские песни, прыгали через огонь. Кто выше всех прыгнет, тому быть счастливым. Верили, что прыжки через купальский костёр помогут очиститься от порчи и сглаза, а также защитят от нападения русалок. Девушек, которые не прыгнули через огонь, называли ведьмами. За это их могли облить водой или отхлестать крапивой.
Источники:
https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/