15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
Приобретая товар или имея намерение его приобрести, гражданин превращается в потребителя. Это понятие и является основным в Законодательстве РФ о “Защите прав потребителя”.
Потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно. Основная цель Закона “О защите прав потребителей” в том, чтобы подчинить рыночную стихию интересам главных лиц – потребителей. В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать:
а) права потребителя;
б) механизм защиты прав потребителя;
в) ответственность виновных в нарушении этих прав.
Права потребителя установлены не только Законом РФ “О защите прав потребителей”, но и Гражданским кодексом РФ и другими законами. Рассмотрим только некоторые из них на примере сферы купли-продажи.
Право на необходимую и достоверную информацию о товаре.
Ее обязан предоставлять продавец. Покупатель еще до заключения договора розничной купли-продажи вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств.
В информации о непродовольственных товарах должны указываться на русском языке:
основные потребительские свойства товара; гарантийные обязательства изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок; срок службы или годности; правила пользования, хранения и транспортировки; адреса предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание (для технически сложных изделий).
Право потребовать у продавца сертификат соответствия.
Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий хорошее качество и безопасность продаваемого товара.
Право обменять купленный товар
На это у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара. И речь не идет о том, что причиной обмена является дефект или плохое качество. Любой непродовольственный товар можно заменить на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар и его цена отличается от уже выплаченной, то разница в цене перерассчитывается. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную сумму. Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене либо возврате товара будет выполнено, если товар не был в употреблении, сохранены его свойств и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества он имеет право по своему выбору на:
– незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара продавцом;
– замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
– соразмерное уменьшение покупной цены;
– возмещение расходов на устранение недостатков товара;
– расторжение договора, возврат денег и возмещение убытков.
Наконец, важнейшими правами потребителя, в какой бы сфере потребления он ни участвовал, являются:
а) самостоятельное отстаивание своих прав;
б) право обращения за их судебной защитой;
в) право на возмещение морального вреда.