История Балиндера
Большая часть леса в лесосеках вблизи Барнаула была вырублена, поэтому заготовка древесины переместилась в горы Салаира. Для этого организовали леспромхозы Аламбайский, Хмелевский, Комсомольский, лесозаготовительные пункты: Мунгайский в Крапивке, Инкаринский, Рассыпной, Тогульский в Сунгае. Из Хмелевки позднее контору леспромхоза перевели в Тягун.
На станции Тальменка был построен лесоперерабатывающий завод. Древесину для него поставляли молевым сплавом с горных рек Салаира. Блиновский сплавной участок принимал древесину от леспромхозов и проплавлял ее от Блиновской, Камышенской, Каменской запаней (Залесовский район) до Тальменки.
Заготовка леса была очень тяжелой работой, так как все операции делались вручную. Единственными помощниками были лошади. Довоенные и военные годы на таежных лесосеках готовили древесину дедовскими лучковыми пилами. На берега рек в осеннее – зимний период вывозили лес на лошадях, руками складывали в штабеля. Скатывали в весеннее половодье в начале мая ручным способом, баграми разбирали заторы и пыжи в западнях. Круглый лес тянули из рек по покатам веревками. Война требовала много лесоматериала.
Реки Тогул и Аламбай являются средней сложности, ширина по 25 м, скорость течения 1, 65м/ с, Чумыш более сложная река, ширина 50 м, скорость течения 0, 3 м/с. В весеннее половодье количество воды в реках увеличивалось в разы.
Проплав по Тогулу составлял 10 км, по Чумышу 110 км, по Аламбаю 52 км. Леспромхозы сплавляли лес по многочисленным таежным притокам: Сунгаю, Уксунаю, Инкаре, Выдрихе, Мунгаю, Каменке. Каждая река имела свой нрав, особенности, вскрывалась ото льда в разные сроки. Знания старожилов о реках были бесценными для работников леса.
После войны для восстановления разрушенных городов и сел нужно было много лесоматериала. Возобновилось строительство железной дороги Барнаул – Сталинск (Новокузнецк), которое требовало пиломатериала. В 1948 в Сорокино создали лесоперевалочную базу, как участок Аламбайского леспромхоза, она вошла потом в состав Чумышской сплавной конторы.
Иохан Теофрон Мунктелл был талантливым инженером, работал на Шведском монетном дворе. В свободное от работы время он изобрел печатный станок. Его изобретения касались пивоваренного завода, ткацких станков, паровых двигателей, сельскохозяйственной техники и паровозов. К нему в 1848 г присоединяются братья Жан и Карл Болиндеры, они вместе создают компанию «Болиндер – Мунктелл», начинают выпускать паровые двигатели для тракторов и пилорамы для лесопилок. В 30-х и 40-х годах прошлого века фирма производила двигатели, сельскохозяйственные тракторы, молотилки, дорожные катки на базе тракторов, деревообрабатывающие машины и станки. В 1975 г торговые марки объединились с Volvo. Сейчас под маркой Volvo выпускается почти 200 моделей большегрузной и компактной строительной, дорожной и карьерной техники.
Чумышская сплавная контора часть молевого леса должна была выгружать на берег, перерабатывать и отгружать потребителю, остальную часть проплавлять в Тальменку. При строительстве конторы был закуплен выгрузочный транспортер с автономным дизельным двигателем марки торговой фирмы «Болиндер». Новое звонкое слово понравилось, переиначив его на русский манер, строящийся поселок на левом берегу Чумыша назвали Балиндер. Когда стали монтировать купленный транспортер, стало ясно, что опоры железнодорожного моста при проплыве древесины окажутся внутри запанного пыжа и могут быть повреждены. К тому же на строительной площадке 20 % земли состояли из озер и болот, остальные были уже заселены. Несколько раз проводилось собрание колхозников сельхозартели «Заря коммунизма» Камышенского сельского совета по дополнительному отводу земли на участке Ушканская горка. Совет Министров СССР разрешил отвод 50 га земли, не входящих в поле севооборота хозяйства сельхозартели. Строительство продолжилось на новом месте. Так на левом берегу Чумыша появились поселки Старый Балиндер и Новый Балиндер. В настоящее время фамилию талантливых скандинавских изобретателей носит микрорайон Заринска с 4 тысячами жителей.
Одновременно строили промышленную зону Чумышской сплавной конторы и жилье, рабочих дней в году было 268. В строительстве использовалась техника: 10 автомобилей ЗИС – 5 работали на любых низкосортных видах бензина, 5 ЗИС- 21 – работали на дровах. Два трелевочных трактора КТ – 12 тоже работали на чурочках, как и локомобиль. Часть работы было механизировано. Лес выкатывали из воды транспортером, складывали в штабеля с помощью лебедки, грузили автокраном, пили электропилами К -5. Погрузочных стрел не было, шпалу грузили в «плечевую». Трудилось на строительстве 657 человек более 20 разных специальностей: шофера, трактористы, слесари, мотористы и т.д. Нужны были коногоны готовой продукции, они убирали и отвозили опилки, дровяной горбыль. Были должности: плановик, претензионист, по – современному – юрист, в бараках – кипятильщицы. Существовала собственная пожарно–сторожевая охрана. Бойцы пожарно–сторожевого отряда, носили шинели, гимнастерки, сапоги, имели спецодежду.
Для всех видов работ существовали нормы выработки и расценки. Заработная плата рабочих составляла 7520 рублей, ИТР – 14280 рублей, служащих 8380 рублей.
На многих работах использовали конобоз – 60 лошадей. Лошадей берегли, для них был расписан режим. В нем указаны количество нерабочего времени, календарный отдых, дополнительный отдых, дни болезни, время освобождения от работы маток и производителей.
Первым директором был Е.М. Шмыков. Под руководством Г.И. Хмелевского за 4 года построили школу, клуб, магазин, гараж и мастерскую, 3 склада, кузницу, 2 конюшни, 600 квадратных метров жилого фонда.
Во вновь построенном здании больницы разместился роддом, заведующая М.Ф. Смоленская, операционная, рентгенокабинет, заведующая М.И Портная, рентген – лаборант А.А. Краснова, амбулатория и 2 отделения: терапевтическое, терапевт Л.А. Афанасьева и инфекционное. Первым заведующим был хирург В.И.Портной. После их с женой отъезда в Конго заведующим был Ю.Н.Киреев, затем Р.Е. Тринкиншу. Гинекологами работали О.П. Афанасьева, А.И. Милосердова, акушерками Е.Е. Чернова, Л. Семынина. Детским врачом была Р.В. Комар. Очень опытным фельдшером была М.И. Корягина. Более 40 лет медсестрами работали Н. А. Курьина и Л. Бородулина. Был свой стоматолог О.М. Абельдяева. Все вызова обслуживали пешком. Не было только своей скорой помощи.
За год три бани посетили почти 2 тысячи мывшиеся посетители.
Освещение было керосиновое. Не было водопровода, канализации, отопления.
Приплавленная древесина сортировалась на деловую и дровяную, последняя шла на дрова. Ценное древесное сырье перерабатывалось на шпалы, брус, круглый лес, тарную дощечку. Продукция вывозилась потребителю. К 1954 г все работы стали механизированными.
Для сплавных работ появился и закупался спасательный инвентарь, термоса, лодки, самоходные катера. К 1960 г сплавная контора стала мощным предприятием, в котором трудилось почти 900 человек в две смены, а во время сплава более полутора тысяч. Было построено более 5 км железнодорожных тупиков, на каждом находились погрузочные краны разных марок. Вся территория была освещена. Выпускалась разнообразная продукция из древесины. На таропилении применялись станки, которые изготовили местные рационализаторы К.А.Корягин, И.С. Стрельников, В.А. Антипин, В.В. Гаськов. Построен поселок Балиндер.
Для уменьшения потерь дорогостоящей древесины в период сплава молем проводились очень трудоемкие работы: выпрямляли русла рек, отсыпали берега, закрывали вновь образующиеся русла и протоки, вырубали по обоим берегам рек заросли черемухи, тальника на расстоянии 110 км. В сплаве леса ничего нельзя было предугадать. Жизнь людей, сохранность древесины при сплаве зависела от опыта и знания людей начальниками сплавучастка, Н.К Жуйков, П.С. Рожков, И.Н. Коймов, С.С. Чухлов и другие прекрасно справлялись с этим трудным делом. Умно и слаженно работали на сплаве леса братья Белокрыловы, Хлебников, Усольцев и многие другие мужчины и женщины.
За 20 лет численность рабочих увеличилось почти в два раза, В состав сплавной конторы входили Заринский автопарк, Заринский сплавной рейд, Тогульский, Блиновский сплавные участки, ЖКО. Вывозили древесину в хлыстах, ее раскряжевывали, сплавляли лес, выгружали его из воды, отгружали потребителям, резали шпалы и шпальный горбыль, пиломатериалы, тарную доску. Пилили штакетник, дранку, столбики, изготавливали скалки, толкушки, ракетки, ящики. Директором работал Л.А. Стяжкин, главным инженером фронтовик П.А. Гусев.
К 1968 г. в леспромхозах основной лес у сплавных рек был вырублен. В 1971 г. Тогульский сплавучасток закрыли. На шпалозаводе произошел пожар, Камышенская запань была разрушена. В 1974 г очень сильно обмелели реки. Экологи запретили молевый сплав леса. Топляком были забиты русла рек. Сплав леса молем наносил большой ущерб природе. С прекращением сплава, контору переименовали в Заринский лесокомбинат. Он стал работать на привозном сырье. Это было очень дорого, комбинат стал убыточным. Количество работников сократилось более чем в половину. К началу 90 –х комбинат обанкротился. Горноалтайская фирма под руководством А.В. Жилина пыталась реанимировать цеха комбината. В 2000 г. предприятие перерабатывало в день – 3 – 4 лесовоза леса – (50 кубометров) на шпалу, пиломатериал, горбыль. В настоящее время на промышленной площадке лесокомбината работает СТО, перерабатывается незначительное количество древесины небольшой фирмой.
Благодарю за предоставленные документы заведующую городским архивом С.А. Вихареву, за воспоминания Н.А. Курьину. Использованы материалы книги Л.А. Стяжкина, ресурсы Интернет. Фото из архива Н.Ф. Беловой.
Надежда Старцева