Волшебный мир творчества Ильи Глазунова
Илья Сергеевич Глазунов — величайший художник современности, портретист и пейзажист, создатель монументальных исторических полотен, книжный иллюстратор, мастер театрально-декоративного искусства, художник-архитектор. Художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.
Глазунов Илья Сергеевич родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. С этим городом у Глазунова была связана личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья — отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро.
Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую впоследствии Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Бориса Иогансона. То был период поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма
В качестве дипломной работы в институте представил картину «Дороги войны», на которой было изображено отступление советской армии в 1941 году, однако работа была отклонена ученым советом.
«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”»
После вуза был распределен преподавателем рисования и тригонометрии в Ижевск, затем в Иваново, но вскоре вернулся в Москву.
Первая персональная выставка Ильи Глазунова состоялась в 1957 году в Москве. К этому времени 26-летний художник уже был известен за границей, после того как получил Гран-при на конкурсе в Чехии, но именно после выставки в Москве к нему пришло настоящее признание. Причем в СССР его называли «ответом прогнившему буржуазному искусству», а на Западе видели в нем художника, который разрушил догмы соцреализма.
Большинство исследователей выделяют несколько основных тем в его творчестве.
Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы. В 1977 году он написал знаменитую «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события. Художник разыграл на своем полотне целое театрализованное представление со знакомыми всем событиями и персонажами, которые кроили судьбы народов и наций. Творцы исторических событий – вожди и правители стран, выступают в главных ролях этой застывшей трагедии. Картина насчитывает 2342 образа и символа, имеющих свою роль в исторической мистерии.
В 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, Илья Глазунов написал «Вечную Россию». Все эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий — в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».
Жизнь современника, поэзия будней большого города – тема его лирического “Городского цикла”, в который входят такие картины, как “Ленинградская весна”, “Город”, “Последний автобус”, “Ушла” и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника.
Основными темами работ Ильи Глазунова в 1950-е годы были сельские пейзажи — он много ездил по Центральной России и рисовал терема и церкви.
Важный этап творчества художника – иллюстрации литературных произведений. Иллюстрации к произведениям П. Мельникова-Печерского, И. Никитина, Н. Некрасова, Н. Лескова, А. Островского, М. Лермонтова, А. Блока, А. Куприна, А. Толстого… Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины – такой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда “иллюстрация” в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение.