Информационный серпантин «Да здравствует театр!» (Алтайский государственный театр кукол «Сказка»)

 

Каждый из нас когда-то был ребенком и, как все дети, очень любил сказки. Есть в краевом центре люди, которые уже давно выросли, но сказки любят по-прежнему и каждый день рассказывают их маленьким зрителям. Это актеры Алтайского театра кукол «Сказка». Принцы и принцессы, Али-баба и 40 разбойников, три поросенка, феи, лесные зверята и другие персонажи оживают в умелых руках алтайских кукловодов вот уже белее полувека.

Предыстория театра связана с созданным в 1938 году при краевом Концертно-эстрадном бюро Барнаульским театром кукол, деятельность которого прервалась в 1949 году. Руководил им режиссер и актер Николай Яковлевич Колин, впоследствии ставший одним из первых заслуженных артистов на Алтае. С началом Великой Отечественной войны почти весь мужской состав труппы был мобилизован на фронт, но театр не распался. По форме организации творческого процесса это была скорее гастрольная бригада, которая все основное время проводила в разъездах: в школах, клубах, воинских частях и подразделениях, в госпиталях для раненых воинов.

Второе рождение театра кукол в Барнауле состоялось 5 ноября 1963 года, и с этой даты ведет свою историю Алтайский краевой театр кукол. Премьера первого спектакля «Снегуркина школа» по пьесе Г.Ландау состоялась 16 января 1964 года.

В 1966 году театр получил небольшое неприспособленное помещение на первом этаже жилого дома по улице Профинтерна, 35, где был оборудован зрительный зал на 111 мест.

С апреля 1966 года театр возглавил режиссер Матвей Бабушкин. Появляются самостоятельные работы театра: «Смелая сказка» по пьесе Н.Давыдовой, «Лучше Ферды нет на свете» по пьесе И.Калаб, «Большой Иван» по пьесе С.Преображенского и С.Образцова, «Вредный витамин» по пьесе Ю.Елисеева.

В 1970 году по решению министра культуры СССР Е.А.Фурцевой театр кукол получил новое клубное здание с большим залом и хорошей сценой, которое было передано ему Управлением внутренних дел Алтайского крайисполкома.

Впервые в 1972 году театр стал участником смотра кукольных коллективов в Москве со спектаклем «Мальчиш-Кибальчиш» по А.Гайдару. Эта работа была отмечена премией Министерства культуры РСФСР. Позднее кукла главного героя спектакля, Мальчиша, была отправлена на выставку в Японию.

Интересными спектаклями, поставленными молодым режиссером, выпускником ЛГИТМиКа А.Свириденко, пополнился репертуар театра в период с 1973 по 1977 года: «Волк в сапогах» по пьесе С.Прокофьевой, «Колокола-Лебеди» по пьесе И.Карнаухова и Л.Браусевич, «Иван-Царевич и Серый Волк» по пьесе В.Шестакова, «Птичье молоко» по пьесе Е.Тудоровской и Б.Метальникова и др.

В 1977 году театр возглавил режиссер Е.Гимельфарб, выпускник Харьковского института искусств. В этот период репертуар театра активно обновлялся, почти каждая постановка становилась событием культурной жизни Барнаула. Спектакли «Чудо волшебного перышка» Р.Александровой (1978), «Щелкунчик» по сказке Э.Гофмана (1980) были награждены дипломами Министерства культуры СССР и СТД РФ (ВТО) за участие в фестивалях болгарской и немецкой драматургии. Режиссером Е.Гимельфарбом, художником Б.Щербаковым и композитором Н.Бурой на сцене театра была создана первая кукольная опера для детей – спектакль «Жили-были Дед и Баба».

В 1980 году состоялась первая премьера спектакля для взрослых «Точка зрения» по повести-сказке В.Шукшина. «Взрослый» репертуар театра в дальнейшем пополнился спектаклями: «Двенадцать» по поэме А.Блока, «Декамерон» по Дж. Боккаччо, «Тиль» по пьесе Г.Горина, «Шинель» по повести Н.Гоголя, «Голый король» по пьесе Е.Шварца.

Лучшими постановками для детей в 1980-х были: «Конек-горбунок» П.Ершова, «Красные дьяволята» П.Бляхина, «Чудо-Юдо» Г.Погодина, «Андрей-Стрелок и Марья-Голубка» А.Колесникова, «Кошкин дом» С.Маршака, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина, «По щучьему веленью» Е.Тараховской.

В 1982 году театр со спектаклем «Двенадцать месяцев» по сказке С.Маршака участвовал в X Международном фестивале театров кукол в Польше. Являлся постоянным участником фестивалей театров кукол Сибири и России. В 1986 году на фестивале театров кукол Сибири и Дальнего Востока, проходившем в г.Томске, спектакль Алтайского краевого театра кукол «Сказ о беглеце Сороке» по пьесе М.Юдалевича был отмечен Дипломом I степени.

С 1988 по 2016 год Алтайский краевой театр кукол «Сказка» возглавляла директор Галина Шнайдер, внесшая большой вклад в развитие театра.

Театр стал инициатором и организатором проведения I Регионального фестиваля «Театр кукол на пороге XXI века» (2000г.), который собрал 230 участников из 14 городов. В 2001 году в числе 56 театров из 24 стран мира участвовал в I Международном фестивале в честь 100-летия со дня рождения С.В.Образцова в Москве со спектаклем для взрослых «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, в том же году театр стал лауреатом барнаульской муниципальной премии в номинации «Театр».

В 2012 году «Сказка» удостоена премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества в номинации «Театр» за спектакль «Житейские истории» В.Шукшина, в 2016 году детский театр стал лауреатом Демидовской премии Алтайского края в номинации «Музыка, исполнительское и театральное искусство» (спектакль «Спящая красавица»).

В число премьер последних сезонов входят спектакли «Красная шапочка» Ш.Перро, «Заячья избушка, или клочки по закоулочкам» Г.Остера, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова и др.

В 2014 году покинув аварийное здание, театр временно разместился в Доме культуры моторостроителей. На месте старого запланировано возведение нового современного театрального здания, проект которого разработан архитектурной мастерской Евгения Тоскина. В 2017 году на период строительства Алтайский государственный театр кукол «Сказка» переехал в здание бывшего кинотеатра «Родина».

Говоря о театре, мы, в первую очередь вспоминаем артистов. Но ни один театр не сможет существовать без костюмеров, гримеров и других работников, которых не увидишь на сцене. А вот этот театр не сможет работать без конструктора кукол, который заставляет двигаться героев спектаклей. Детям, которые приходят на спектакль, должно быть интересно. Для этого должны двигаться ручки, ножки, глазки и ротики. Художник, рисуя эскизы, задает характер кукле. А задача бутафорского цеха – претворить ее в жизнь.

Художественно-постановочная часть – это театральные цеха, в которых создаются декорации, сценические эффекты, бутафория и костюмы актеров. В кукольном театре бутафоры на особом счету: именно они по эскизам художников-постановщиков изготавливают реквизит и персонажей будущего спектакля из дерева или папье-маше. Под платьем у куклы – удобные рычаги, управляющие движениями головы. Если это главный персонаж, у нее еще открывается рот и двигаются руки. Эти механизмы делает конструктор. На кукол уходит около 20 дней. Таков процесс.

Некоторые вещи в театре кукол просто невозможно сыграть, поэтому их сначала рассказывают, а потом немного показывают с помощью кукол. При этом в спектакле еще используют и элементы теневого театра, которые добавляют ему волшебство. И вот такими средствами авторы добиваются напряженного внимания меленьких зрителей, которые ахают и привстают с мест ровно в тех моментах, где это было задумано.

Ноль Наталья – ведущий библиотекарь  сектора краеведения Центральной городской модельной библиотеки МБУК «ЦБС» г. Заринска