В первом послевоенном десятилетии темпы роста промышленности края в шесть раз превышали среднесоюзные.

В 70-х и 80-х гг. на территории Алтайского края произошло формирование территориально-производственных комплексов с центрами в крупных городах.

Промышленность  Алтайского края в 2021 году отметилась ростом показателей после очевидного проседания в ковидном 2020-м. При этом пандемия коронавируса продолжает нависать угрозой над производственной отраслью. Согласно данным Алтайкрайстата, индекс промпроизводства в регионе в январе – августе 2021 года составил 102,4% к аналогичному периоду 2020 г.

В 2022 году Алтайский край вошел в топ – 20 промышленных регионов. В июле 2022 года в Екатеринбурге прошла промышленная выставка «Иннопром – 2022», на которой представили рейтинг эффективности реализации промышленной политики в субъектах РФ за 2021 год.

По сравнению с предыдущими показателями, регион поднялся на шесть позиций: с 25 места в 2020 году – на 19 строчку рейтинга в 2022 году.

Сегодня в Алтайском крае насчитывается порядка 430 крупных и средних промышленных предприятий, которые осуществляют производство промышленной продукции в различных отраслях. Так, край – единственный производитель авиашин в России. Кроме того, в регионе выпускается 13% вагонов России, более 40 % от общероссийского производства всех типов борон и плугов, более 60% комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, более 20 % запасных частей к сельскохозяйственной технике.

Основную роль в промышленности Алтайского края занимает машиностроение (гусеничные тракторы и плуги, паровые котлы и грузовые вагоны, дизельные двигатели и шины, кузнечно-прессовые машины и буровые станки, генераторы для тракторов и автомобилей). Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса. Весомую роль играет пищевая промышленность, сосредоточенная на переработке зерна, производстве мясо – молочной продукции, выпуске алкогольных и безалкогольных напитков.

Алтайский моторный завод

Крупнейшие предприятия: ПАО «Алтайский моторный завод», ПАО «Барнаултрансмаш», ООО «Барнаульский завод механических прессов», ПАО «Алтайвагон», ПАО «Алтай – кокс», ПАО «Иткульский спиртзавод», АО «ФНПЦ „Алтай“», ЗАО «Эвалар», ФКП «Бийский олеумный завод» и др.

Алтайский моторный завод — российское машиностроительное предприятие в Барнауле. Производит дизельные двигатели, дизель-генераторы и судовые дизель-редукторные агрегаты.

История Алтайского моторного завода («АМЗ») началась с 1955 года и связана с организацией производства сельскохозяйственной техники, предназначенной для освоения целинных и залежных земель Сибири и Казахстана.

Вначале своей работы завод именовался как «Барнаульский комбайно-сборочный завод», на котором производили жатки и копнители для прицепных комбайнов, затем уже в 1958 г. завод был преобразован в предприятие по выпуску рядных 4-х цилиндровых, а позже и 6-ти цилиндровых дизелей и дизельной топливоподающей аппаратуры.

В 1964 г. завод посетил первый заместитель председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Его полезные советы и практические рекомендации легли в основу комплексной программы технического перевооружения производства тракторных двигателей и топливной аппаратуры.

С 2006 года ОАО «АМЗ» входил в концерн «Тракторные заводы». В 2019 году после банкротства на основе акционерного общества было создано ООО «Алтайский моторостроительный завод»

Барнаултрансмаш

Барнаульский государственный завод № 77 (с сентября 1942 года; первоначальное наименование — завод С-10) Наркомтанкопрома создан согласно постановлениям ГКО на базе оборудования, эвакуированного с Харьковского и Сталинградского тракторных, Сталинградского№264, Ленинградского № 174, Кировского и Ижорского заводов с привлечением рабочих и специалистов этих предприятий. Строительство завода планировалось завершить к началу июля 1942 года.

В январе 1942 года трест «СтройГАЗ», перебазированный в Барнаул из Горького, приступил к закладке завода. Первые эшелоны с эвакуированными рабочими, специалистами, их семьями и оборудованием пришли в августе, 6 ноября 1942 года (этот день отмечается как день рождения завода) был собран и испытан первый дизель В-2, а за период до окончания Великой Отечественной войны выпущено 10 753 дизеля (доля продукции завода в производстве двигателя В-2 составила 11 %), которыми был оснащён каждый пятый танк Т-34. В музее боевой и трудовой славы завода на вечном хранении находится Красное знамя Народного комиссариата обороны СССР и ВЦСПС, которое в годы Великой Отечественной войны многократно вручалось коллективу завода Государственным Комитетом Обороны в знак признания его заслуг в освоении производства и выпуске необходимой для фронта продукции.

В 1946 году, с переходом из подчинения Наркомату танковой промышленности СССР в подчинение Министерства транспортного машиностроения СССР завод № 77 переименован в завод транспортного машиностроения — «Трансмаш».  

В 1991 году завод преобразован в производственное объединение «Барнаултрансмаш», в 1992 (по другим данным — в 1993) году — в открытое акционерное общество «Барнаултрансмаш».

Сегодня «Барнаултрансмаш» входит в состав холдинга «Русские машины», конструирует и производит судовые, промышленные и транспортные дизели, газопоршневые двигатели и электростанции, мини-ТЭЦ.

Кроме основной продукции, завод изготовляет и реализует чугунное, стальное и цветное литьё, штамповки, поковки, технологическую оснастку, металлорежущий и мерительный инструмент.

Барнаульский завод механических прессов

История завода начинается с чугунно-литейных мастерских, открытых в 1857 году в Одессе Яковом Мюллером. В 1921 году мастерские стали литейно-механическим заводом по производству простейших машин, сельскохозяйственного инвентаря, печных и скобяных изделий. С 1926 года на заводе стали выпускать прессы типа «Блисс» и «Гарвей». За достижения по освоению и выпуску отечественных кузнечно-прессовых машин решением правительства заводу присваивается имя XVI партсъезда.   В 1937 году завод передан Наркомату тяжёлого машиностроения СССР и начинает изготавливать механические прессы усилием 10, 30 и 35 тс. Численность работающих была 400—450 человек.

Немногим меньше был завод «Комсомолец». Он специализировался на выпуске прессов с ручным приводом усилием 2 и 5 тс. Численностью работающих 150—200 человек.

С началом Великой Отечественной войны заводы были эвакуированы в Барнаул. В октябре 1941 года эвакуированные прибыли в Барнаул.  Оборудование разместили на окраине города в бывшем помещении зерносклада. До конца года было выпущено более 200 прессов. Для фронта здесь также производились запасные части для танков, миномёты.

В 1950 году Барнаульский завод механических прессов освоил пять новых машин: пресс-автомат одиннадцатишпиндельный усилием 45 тс, модели А-822, предназначенный для многопозиционной листовой штамповки деталей из ленты, первый образец автомата был использован Ленинградским заводом «Светлана» для штамповки металлических колб радиоламп и заменил 11 прессов с обслуживающим их персоналом. Был освоен пресс кривошипный, двойного действия, усилием 63/50 тс, модели К-460, предназначенный для всевозможных вытяжных работ из листовых заготовок. Эти прессы нашли широкое применение при изготовлении эмалированной посуды. В этом же году на базе технического отдела создаются отдел главного конструктора и отдел главного технолога. До этого момента проекты изготавливаемых на заводе прессов разрабатывались Центральным бюро кузнечно-прессового машиностроения (ЦБКМ) в г. Москва. Чеканочный кривошипно-коленные пресс усилием 500 тс модели К-845 и пресс однокривошипный закрытый простого действия усилием 160 тс модели К-262б, были первыми собственными разработками отдела главного конструктора завода.

Сейчас завод является многофункциональным промышленным предприятием. В его составе имеются необходимые заготовительное, сварочное, механообрабатывающее, инструментальное, сборочное, деревообрабатывающее производство и транспортный цех. На заводе в рамках евростандартов оборудованы бытовые помещения. Функционируют три столовых, здравпункт и прачечная.

Алтайский вагоностроительный завод

АО «Алтайваго́н» (Алтайский вагоностроительный завод ) — вагоностроительное предприятие в Алтайском крае, выпускающее вагоны для нужд железнодорожного транспорта. Одно из крупнейших предприятий Алтайского края.

В структуру компании входит головное предприятие в городе Новоалтайске, филиалы в Рубцовске и Кемерово.

Завод основан 7 октября 1941 года в результате эвакуации на Алтайский деревообрабатывающий завод Днепродзержинского вагоностроительного завода. В 1945 году завод перешёл на ремонт товарных вагонов и производство двухосных 20-тонных платформ.

Изначально «Алтайвагон» специализировался на выпуске четырёхосных крытых грузовых магистральных вагонов. С 1992 года завод начал выполнять заказы по изготовлению полувагонов, а в 1994 году приступил к изготовлению вагонов для перевозки автомобилей (на 23 августа 2007 г. выпущено 1000 таких вагонов), вагонов-цистерн и других вагонов специального назначения. Кроме того, «Алтайвагон» имеет собственные производственные мощности по изготовлению колёсных пар.

Производственная мощность на 1 января 1997 года составляла 6500 вагонов в год. С 1941 по 2000 годы было произведено 285896 вагонов разных моделей. Максимальный годовой выпуск достигал 11308 вагонов в 1976 году.

За всю историю деятельности завод не смог наладить выпуск собственной ходовой части. С конца 2014 года завод работал в режиме неполного рабочего дня, а в начале 2015 года даже полностью приостанавливал производство (до 19 января) из-за кризиса на рынке и отсутствия заказов.

АО «Алтай-кокс»

АО «Алтай-кокс» — крупный производитель кокса и химической продукции. Расположен в городе Заринск Алтайского края. АО «Алтай-кокс» является градообразующим предприятием Заринска.

Предприятие вступило в строй в 1981 году. Акционерное общество «Алтай-кокс» было создано в 1992 году. В 2005 году 60 % продукции поставлялось на экспорт в 15 стран, среди которых: Индия, Германия, Казахстан, Венгрия, Словакия. В 2006 году предприятие вошло в состав «Новолипецкого металлургического комбината» (НЛМК) — одной из крупнейших сталелитейных компаний мира, в 2008 году «НЛМК» стал владельцем 100 % уставного капитала комбината.

Фармацевтическая компания «Эвалар»

Фармацевтическая компания «Эвалар». Компания создана в 1991 году на базе ФНПЦ «Алтай».

Впервые в России «Эвалар» создал современное производство полного цикла: от выращивания лекарственного сырья до изготовления натуральных лекарств и биологически активных добавок. На целебных плантациях выращивается 30 видов лекарственных трав. Ценные семена привозят из питомников и заповедников России. Кладовая алтайской природы бережно сохранена в лекарствах и БАДах, созданных компанией.

Основная продукция компании — это биологически активные добавки различных форм выпуска на природном сырье растительного, минерального и животного происхождения. В 2012 году было произведено 1,5 млрд таблеток и капсул. В каталоге компании около 200 наименований; Самый популярный товар — биодобавки «Турбослим» — занимает около 25 % в объёме всех продаж в портфеле компании.

Бийский олеумный завод

Федеральное казённое предприятие «Бийский олеумный завод» — предприятие по выпуску взрывчатых веществ промышленного и специального назначения, а также производству и утилизации боеприпасов и их составных частей в Алтайском крае.

26 мая 1947 года Постановлением Совета Министров СССР было принято решение о проектировании новых заводов, а 16 февраля 1949 года — выбрано место для строительства крупного предприятия в городе Бийске Алтайского края, строительство которого началось спустя пять лет, в феврале 1954 года.

Весной 1959 года Государственной комиссией был подписан акт о сдаче Бийского химического комбината в эксплуатацию, а в июле 1965 года Приказом Министерства оборонной промышленности № 233 от 20 июля 1965 года из комбината были выделены ряд цехов и создано новое предприятие — Бийский олеумный завод.

Вновь образованному заводу были переданы сернокислотное производство (производство олеума), а также производства тротила, тэна, гексогена, сварочных электродов, ремонтно-механический цех и цех связи.

Источники:

htps://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайский_моторный_завод
https://ru.wikipedia.org/wiki/Барнаултрансмаш
https://ru.wikipedia.org/wiki/Барнаульский_завод_механических_прессов
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтайвагон
https://ru.wikipedia.org/wiki/Алтай-кокс
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бийский_олеумный_завод