Информационный час «Чистокровный юморист»

140 лет со дня рождения Аркадия Тимофеевича Аверченко.

     Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 (по старому стилю – 15) марта 1881г. в Севастополе, тогда – провинции, захолустье. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, обедневший купец второй гильдии. Мать, Сусанна Павловна, дочь солдата в отставке.

     Семья была небогатой, мальчик по причине слабого зрения не обучался в начальной школе. Однако, это в дальнейшем было восполнено начитанностью и природным умом писателя.

     Уже в 15 лет Аверченко начал работать в должности младшего писца в транспортной компании Севастополя. Трудился он здесь недолго(1896-1897), положив затем полученные впечатления в основу рассказа «О пароходных гудках».

     В 1897г. Аверченко устраивается конторщиком на Брянский рудник на Донбассе. Здесь он пробыл 4 года, а приобретенный опыт также лег в основу рассказов «Молния», «Вечером» и др.

Начало литературного пути

     Начало 1900-х г. ознаменовалось в биографии Аркадия Аверченко рабочим переездом в Харьков. Здесь в 1903г. в газете «Южный край» выходит его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сатирик же говорил, что дебютировал с рассказом «Праведник» в 1904 г.

     Спустя 2-3 года писатель получает травму глаза. Более того, в результате повреждения возникает осложнение – поражение второго глаза, что в дальнейшем станет одной из причин смерти сатирика.

     1906-1907гг. стали для Аверченко временем редакторства в журнале «Меч», где он более чем под 40 псевдонимами ведет практически все разделы. Однако, занимаясь творчеством, А. Аверченко совершенно забрасывает дела службы в правлении рудников, за что его вскоре отстраняют от должности.

     В 1908г. Аркадий Тимофеевич отправляется в Санкт-Петербург, где работает в журнале «Стрекоза», доживающем свой век. В этом же году молодежь журнала объединяется для создания собственного издания. Оно было названо «Сатирикон», а на должность редактора избран Аверченко.

     Годы работы в «Сатириконе», а затем «Новом Сатириконе» – это период творческого становления Аверченко, плодотворного сотрудничества с такими писателями, как Саша Черный, Тэффи, Ремизов, Осип Дымов. Произведения сатирика активно печатаются, ставятся на сцене. Помимо творческого удовлетворения, Аверченко получает хороший доход. Даже судебное преследование в связи с политическим характером определенных его творений не тревожит сатирика.

     В 1910–м г. выходят сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая», «Веселые устрицы». Благодаря им Аверченко обретает известность, выделяясь среди прочих юмористов эпохи.

     В 1911-1912гг. сатириконцы путешествуют по Европе, полученные впечатления используются при написании «Экспедиции сатириконцев в Западную Европу» (1912 г).

     Критики-современники сравнивают литературные традиции Аркадия Аверченко с творческим методом Марка Твена, А. П. Чехова, отмечая его умение вырисовывать недалеких обывателей.

Зрелые годы, революция, эмиграция

     Новый виток биографии писателя приходится на 1918г., когда дорвавшиеся до власти большевики закрыли журнал. Аверченко, как и его коллеги-сатирики, не принял советской власти и решил вернуться в родной Севастополь, пока еще принадлежавший белым. Этот путь оказался полным опасностей и передряг, но Аверченко все же смог попасть в Крым. Здесь с июля 1919г. он трудится в газете “Юг”, а в ноябре 1920г., после взятия Крыма красными, покидает Россию, эмигрируя в Рим.

     В июне 1922 г. А. Аверченко переезжает в Прагу, где остается жить до конца дней. Оторванный от родины, он испытывает тоску, скучает по родному языку. Этим настроением проникнуты его рассказы, в том числе «Трагедия русского писателя».

     В Праге эмигрант работает в «Prager Presse», известной газете, а также собирает поэтические вечера. В Чехии Аверченко пользуется популярностью, его рассказы печатаются в переводе. В 1921г. печатается сборник «Дюжина ножей в спину революции», одно из самых одиозных антисоветских произведений.

     Отныне в творчестве сатирика почти отсутствуют юмористические рассказы, его произведения посвящены судьбе России – до и после революции. Постреволюционный период видится им как обман рабочего человека, лишенного книг, искусства, возможности развиваться.

     Последние годы жизни были омрачены операцией по удалению левого (травмированного) глаза. Правый начал быстро слепнуть. Кроме того, писатель жаловался на одышку и боли в груди. Вероятно, у ведущего эпикурейский образ жизни Аверченко, развивался сахарный диабет. Жизнь сатирика оборвалась на 44 году жизни 12 марта 1925 года. Смерть писателя наступила вследствие сердечной недостаточности.

Интересные  факты

  • За всю свою жизнь Аверченко ни разу не вступил в брак. Детей у него тоже не было.
  • Первое произведение будущий сатирик опубликовал в журнале «Одуванчик» в 1902 году, но тогда на него никто не обратил внимание. Через два года настойчивый писатель вернулся с новым рассказом, «Праведник», опубликованным в журнале «Журнал для всех». Этот-то рассказ и стал отправной точкой в его сатирической карьере.
  • Первый сборник рассказов Аверченко, «Весёлые устрицы», вышел в 1910. В последствии, сборник в среднем переиздавали раз в 3 года.
  • В первой половине XX века Аверченко заслужил прозвище «Король смеха» за искромётный и оригинальный юмор.
  • «Сатириконы»— не единственные издания, редактором которых являлся Аверченко. Ещё до них, в промежутке между 1905-1907 годами, он учредил журнал «Штык и меч», публиковавший юмористические материалы. Вскоре на издание, впрочем, была наложена цензура.
  • Среди его поклонников числились как Владимир Ленин, так и Николай II. Последний даже приглашал Аверченко к себе в усадьбу для личного чтения государю и его семье, но тот отказался, так как был оппозиционером.
  • Ленин высказался об Аверченко, когда прочитал его роман «Дюжина ножей в спину революции»о белогвардейцах, жалеющих о старой России и скучающих по ней. Несмотря на то, что с политической позицией сатирика Владимир Ильич согласен не был, он отметил его талант и даже приказал перепечатать несколько его рассказов. Их, впрочем, всегда сопровождали комментарии, скрадывавшие истинную политическую позицию автора. Самого сатирика это, естественно, совершенно не радовало.
  • Фраза «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?» несколько раз использовалась в книгах братьев Стругацих. Однако первым, кто её опубликовал, был именно Аверченко – как раз в рубрике «Почта Сатирикона».
  • Кроме печатной сатиры, Аверченко занимался и киносатирой также. Во многом благодаря ему в России стали развивать жанр кинокомедии. Он участвовал в создании фильмов «Корифеи русской литературы на охоте» в 1913, «Без пуговиц» (1915) и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок» (1916).
  • В духовном завещании своим потомкам Аверченко просил не смотреть на мир как на прислужника, которому не удалось выполнить волю своего хозяина. Сатирик призывал использовать прислужника «получше», умирая при этом попозже – хотя сам не дожил и до 45 лет.
  • В 2006 году, когда Россия отмечала 125 лет со дня рождения сатирика, была выпущена почтовая памятная марка.

     Советский сатирик захоронен в Праге, где он жил после эмиграции.

Индейская хитрость - А. Аверченко А. Аверченко - Рассказы