Информационный серпантин «Да здравствует театр!» (Молодежный театр Алтая им. В. Золотухина)

Глеб-Томилин - главный режиссер

Первый на Алтае театр для детей – Алтайский краевой театр юного зрителя – был создан в Барнауле в 1958 году. Его основателями стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин.

Свой первый театральный сезон ТЮЗ открыл 21 ноября 1958 года на сцене Клуба Меланжевого комбината спектаклем «Именем революции» по пьесе М. Шатрова. Театр сразу завоевал любовь и признание зрителей и вскоре получил собственную сцену в помещении Клуба УВД, где родились легендарные спектакли для детей «Аленький цветочек», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Муха-цокотуха», «Два клена», «Обыкновенное чудо», «Сомбреро». Горячие дискуссии вызывали спектакли, посвященные острым молодежным проблемам: «Жизнь и преступление Антона Шелестова», «Они и мы». С неизменным аншлагом шел на сцене театра первый в репертуаре ТЮЗа спектакль по произведению русской классики – «На дне» М. Горького.

В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал вплоть до 2011 года, занимая лишь часть здания, не приспособленного под театр. Все эти годы ТЮЗ не оставлял заветной мечты о собственном театральном Доме.

В начале сезона 1972-73 годов главным режиссером краевого ТЮЗа становится Захар Китай. С этого периода в театре утверждается героико-романтическое направление. На эмблеме театра появляются алые паруса. Спектакли семидесятых – это театр романтики, юношеской мечты о подвиге, друг и советчик молодого поколения.

С приходом в 1975 году в Алтайский краевой театр юного зрителя режиссера Виталия Шабалина творческий процесс работы над спектаклями получает новое развитие. Ученик известного режиссера А.И. Эфроса, В. Шабалин смело экспериментирует с театральными формами, придавая спектаклям острое современное звучание. Событиями становятся постановки по русской классике: «Чайка» А.П. Чехова и «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островского.

Восьмидесятые годы обогащают афишу театра интересными постановками молодого главного режиссера Михаила Бычкова: «Команда», «Дон Кихот», «Песнь о Гайавате». Лучшим спектаклем репертуара на протяжении нескольких лет называли его «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского.

Счастливой сценической судьбой и благодарным зрительским признанием были отмечены многие спектакли, увидевшие свет рампы на рубеже 1980-90-х годов.

Первое десятилетие ХХI века в театре — время решительных перемен. Театр, имея яркую палитру детских спектаклей, направляет свои творческие силы на создание современного художественного репертуара, адресованного молодежной аудитории. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в постановке С. Красноперца, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в постановке К. Костина, «Мандрагора» Н. Макиавелли в постановке Сергея Бобровского, «Black dead cat» по М. Твену в постановке Антона Безъязыкова, «Любовь к трем апельсинам» К. Гоцци, театральный экзерсис «Куклы», «Федра и Ипполит» Ж. Расина в постановке Андрея Зябликова, — спектакли разной театральной эстетики, но одинакового высокого эмоционального звучания, вдохнули в театр новую жизнь.

Молодежный театр Алтая – так в 2000 году по праву стал называться Алтайский государственный театр для детей и молодежи. В 2003 году художественным руководителем театра стал народный артист России Валерий Золотухин.

В 2006 году театром совместно с Алтайской государственной академии культуры и искусств был набран целевой актерский курс Молодежного театра под кураторством В.С. Золотухина. Уже с первого курса студенты активно играли в репертуарных спектаклях и в 2010 г. всем выпускным курсом были приняты в группу МТА.

За последнее десятилетие театр стал участником и дипломантом многих международных и российских фестивалей: «Театр без границ» (Магнитогорск), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Сибирский транзит» (Иркутск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул), «Радуга» (Санкт-Петербург), «Новые пьесы из Европы» – «NEUE STUCKE AUS EUROPA» (Германия, г. Висбаден), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск), «Володинский фестиваль» (Санкт-Петербург), «Реальный театр» (Екатеринбург) и других.

21 июня 2011 г. было торжественно открыто собственное здание театра, реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК Меланжевого комбината на площади Октября. Масштабный проект по возведению уникального театрального комплекса вошел в Губернаторскую программу «75х75». Первым спектаклем на новой сцене театра стал «Бумбараш» В.Дашкевича и Ю.Кима в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина.

30 мая 2013 г. решением сессии Алтайского законодательного собрания Молодежному театру Алтая было присвоено имя народного артиста РФ Валерия Сергеевича Золотухина.

В 2014 году на пост директора театра вступила Ирина Владимировна Лысковец. Произошло обновление труппы, пришли новые специалисты театра – режиссеры, художник, балетмейстер и другие. В театре начался новый этап творческой жизни.

10 октября 2013 года Указом Губернатора Алтайского края был учрежден Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени B.C. Золотухина.

ЗАГЛЯНУТЬ ЗА КУЛИСЫ

Как работает театр и что обычно остается скрыто от глаз зрителя.

В создании любого спектакля принимают участие десятки человек, но зритель, приходя в театр, не видит их работы, а наблюдает только за игрой актеров. Пока они проживают свои роли на сцене, за кулисами работают механизмы, передвигаются и меняются декорации, включаются и выключаются световые приборы и появляется звук. Все это не менее важно для того, чтобы постановка состоялась. Что и как обычно происходит за сценой, пока зритель сидит в зале Молодежного театра Алтая.

В труппе театра 35 артистов, всего в Молодежном театре Алтая работают 186 человек. Кроме постановочной группы над созданием каждого спектакля работают: декоративный, столярный, пошивочный, радиоцех, осветительный, костюмерный, реквизиторский, монтировочный, парикмахерско-пастижерный цеха.

Высота сцены 18 метров, ее ширина – 16 метров, глубина – 17 метров. Под сценой находится механизм, приводящий в движение поворотный круг. Туда же идут актеры, чтобы появиться на сцене из люка. Для этого под сценой установлены три лифта (каждый из них может поднять до 150 кг) и две деревянные лестницы. До спектакля на сцене устанавливают декорации, проверяют работу всех механизмов. Во время спектакля инженеры контролируют движение лифтов и круга. Они же следят за тем, чтобы вовремя открывался занавес, менялись декорации. Все команды им подает помощник режиссера.

За то, чтобы спектакль начался вовремя, на сцене были нужные декорации, свет и музыка включались и выключались только тогда, когда это необходимо, а актеры появлялись на сцене в нужный момент, отвечает помощник режиссера. Этот человек наблюдает за ходом спектакля из-за кулис, держит связь со всеми цехами, дает команды им и актерам.

В дальней части зрительного зала находится два окошка. Одно из них ведет в звуковой цех. Оттуда звукорежиссер управляет всем оборудованием. Композиции воспроизводят цифровые магнитофоны с обычных CD-дисков. Чтобы актеров было лучше слышно, над сценой размещены микрофоны-подвесы. Их опускают, если в зале шумно, такое обычно бывает на детских спектаклях. Для некоторых спектаклей требуется установка дополнительных микрофонов на сцене. Актерам также могут понадобиться напоясные петлички. Одновременно может работать до 20 микрофонов.

Работа звукового цеха начинается за несколько часов до появления зрителей в зале. Специалист подключает микрофоны, подготавливает другие звуковые устройства. За час до начала спектакля включает фоновую музыку в фойе, а также по команде помощника режиссера подает звонки, приглашающие в зал. Для каждого спектакля в компьютере записана программа, которая автоматически запускает пульт. Она управляет работой микрофонов: корректирует громкость, подавляет шумы и сводит звук воедино. Музыку работники цеха включают и выключают согласно партитуре, составленной для каждого спектакля, они ориентируются на действия и слова актеров и на команды помощника режиссера.

Осветительный цех находится рядом со звуковым. Сцену освещают 250 ламп. На каждом спектакле задействовано примерно 80 из них. Над сценой находится четыре плана софитов, по бокам на сцене фонари закреплены на металлических башнях. На потолке в зале висит лобовой свет, подсвечивающий лица актеров. На балконах второго этажа расположены лампы, которые по необходимости могут быть направлены как на лица, так и на декорации. С их помощью можно также вырезать разные фигуры светом. Иллюзии осветителям помогают создавать дыммашины и стробоскопы. После установки декораций работники цеха особым образом направляют каждый из софитов, чтобы он подсвечивал нужную в этом спектакле часть сцены. Если фонарь поставлен неправильно или не вовремя выключен, у актера могут «пропасть» голова или ноги. Включается, выключается и регулируется свет с помощью осветительного пульта. Для осветительных приборов прописаны программы, но включаются они вручную. Друг с другом осветители связываются с помощью рации.

За декорации и реквизит отвечают разные цехи. Монтировщики начинают работу самыми первыми. В их обязанности входит подготовка для спектакля нужных декораций и их установка на сцене. Эта работа, как правило, занимает несколько часов. Затем к работе приступают реквизиторы. Чтобы найти на складе нужные для этого спектакля предметы, подготовить и расставить их на сцене и за кулисами, нужно не меньше часа. Вместо вина актеры пьют соки, а вот еда на сцене настоящая, ее тоже готовят работники этого цеха. Если необходимо что-то переставить, монтировщики появляются на сцене на несколько секунд и меняют положение декораций. Реквизиторы подают актерам нужные предметы.

Для спектакля требуется от 15 до 30 костюмов, каждый из которых состоит из 3-5 вещей. Костюм сшит на конкретного актера в пошивочном цехе, обувь сапожники также изготавливают индивидуально. Вся одежда и обувь хранится в трех больших костюмерных. Работники этого цеха заранее находят необходимую для постановки одежду и выдают ее актерам. Если во время спектакля актеру нужно переодеться, костюмер ждет его в гримерной, готовит костюмы и помогает сменить одежду.

Татьяна Данильченко, актриса Молодежного театра Алтая: «Мы приходим за два часа до спектакля. Делаем прическу, потом гримируемся, одеваемся. Бывают спектакли, в которых приходится менять костюмы по нескольку раз. Переодеваться надо очень быстро есть максимум две минуты, чтобы добежать от сцены до гримерной, переодеться и вернуться назад. Бывает, что в спектакле нужно спуститься на цокольный этаж и появиться на сцене из люка. Тоже приходится бегать очень быстро. Еще перед появлением на сцене нужно успеть проверить, как ты выглядишь. Во время спектакля важно не забыть, как нужно двигать по сцене, и не перепутать слова. Потому что на наши действия и реплики ориентируются другие. Например, ты забыл сказать фразу, а она была сигналом, чтобы включить софит или поставить нужную музыку. Поэтому нужно быть готовым импровизировать.»

В театре действуют Большая, Камерная и Малая сцены. Вместимость Большого зрительного зала театра – 465 мест. Камерная сцена рассчитана на 156 зрительских мест, Малая вмещает 100 зрителей. В 2014 году открылась экспериментальная площадка театра – Пятый угол – на 50 мест. Общий состав труппы театра – 35 артистов, среди них 3 заслуженных артиста Российской Федерации.