Книжное закулисье “Современная литература. Какая она?”
Современная литература приобрела принципиально новый характер. Это не только новые авторы и названия, это новые особенности и направления. Существующая в режиме «здесь и сейчас», она привлекает к себе внимание читателей. Но ассортимент предлагаемой литературы огромен, и читателю подчас сложно разобраться во всём этом многообразии. Сегодня хотелось бы поговорить о тех жанрах и типах, которые уже успели в ней сложиться. Речь пойдет именно о современной книге и о том, что сейчас популярно и актуально.
Прежде всего, современную литературу можно разделить на два типа:
фикшн (fiction– художественная литература)
нон-фикшн (non-fiction– нехудожественная литература). Это научные, околонаучные труды по психологии, диетологии, обучению, воспитанию детей и т.д.
Художественная литература в современном литературном процессе делиться литературы на четыре основных типа:
классика
элитарная литература
мейнстрим
жанровая литература.
Классика переживает сейчас сложные времена: в плане критики. Толстого все чаще называют «унылым графоманом», Достоевского – «параноиком», Гоголя – «переработчиком первичного материала». Появляется все больше крушителей стереотипов, готовых критиковать любого писателя, чей авторитет, казалось бы, неоспорим. Тем не менее, классика продолжает пользоваться популярностью среди мыслящих читателей, привыкших к качественной литературе.
Элитарная литература возникла как антипод массовой, как главный ее «конкурент». Элитарная литература создавалась в узких кругах писателей, священнослужителей, представителей высшего общества и насыщалась лексикой и образами, доступными и понятными лишь определенной прослойке. В современном мире понятие элитарной литературы несколько размыто: благодаря быстрому распространению информации, моде на все необычное и желанию многих быть «не такими, как все», элитарная литература уходит в массы. Ярким примером тому может служить творчество В.Пелевина: в «нулевых» все читали его романы, но мало кто понимал, о чем они.
Мейнстрим (от англ. mainstream – главное течение, основной поток) – это реалистическая проза, отображающая то, что происходит «здесь и сейчас». Весьма популярна на сегодняшний день. В основе сюжетов реалистической прозы – судьбы реальных людей, их (а также писательские) жизненные принципы и мировоззрение. Для мейнстрима характерен психологизм, реалистичность образов и явлений, направленность на философию. Здесь важен не столько сюжет, сколько внутреннее развитие героя, его мысли и решения, его трансформация. (М. Петросян «Дом, в котором…, А. Поляринов «Риф»)
Жанровая литература. Здесь следует подробно обозначить существующие в ней категории:
детектив
фантастика
фэнтэзи
любовный роман
триллер
мистика
боевик/экшн
приключения
исторический роман
авангард
В жанровой литературе много действия, основную роль играют фабула и сюжетные коллизии, т.е. так называемая «внешняя сторона». В каждом из этих направлений есть свои ответвления. Так, детектив делится на исторический, иронический, психологический и т.д. Для жанровой литературы характерны определенные рамки, из-за чего ее часто критикуют и обвиняют в «предсказуемости». Но это разве плохо, когда заранее известны жанровые рамки, как писателю, так и читателю. Особое мастерство писателя состоит в том, чтобы в этих всем известных рамках создать уникальный, неповторимый мир с интересными персонажами, способными достучаться до читателя.
Писатель, как никто другой, должен разбираться в современных жанрах, чтобы ориентировать свое произведение на конкретного читателя. Потому как именно читатель определяет, о чем ему интересно читать в данный момент – о нашествии зомби или проблемах самоидентификации героя в условиях мирового финансового кризиса