Нина Усатова
Актриса театра и кино, народная артистка РФ (1994). Лауреат премии «Ника» (1995, 2000), международной премии «Юнона»(1996), Государственной премии России (2001), премии «Золотой орел» (2009). Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени (2009), медалью Пушкина (2004), медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» (2011 .
Родилась Нина Николаевна в Алтайском крае, на полустанке с поэтичным названием Малиновое озеро 1 октября 1951 года.
В подростковом возрасте девочка переехала с родителями в более крупный город Курган. Там будущая актриса стала посещать среднюю школу, а также впервые заниматься театральным мастерством. Сейчас, уже довольно сложно сказать, что послужило причиной подобного увлечения. В какой-то момент оно просто появилось в жизни Нины Усатовой, словно, само собой.
В 1969-м году, только окончив школу, Нина Усатова отправилась в Москву, но поступить в Щукинское училище так и не сумела. Первый провал стал весомым ударом для молодой актрисы, однако сдаваться без боя она не собиралась. Оставшись в Москве, наша сегодняшняя героиня устроилась сновальщицей на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь». Здесь она проработала несколько лет, совмещая работу с подготовкой к вступительным экзаменам. Однако ни в 1970-м, ни в 1971-м, ни в 1972-м поступить на учебу в Театральный институт имени Бориса Щукина ей так и не удалось. В какой-то момент актриса уже отчаялась однажды пробиться в заветный ВУЗ, но ее врожденная целеустремленность не позволяла ей отступиться от намеченной цели. Нина Николаевна оставила кондитерскую фабрику и устроилась на работу в один из московских Домов культуры. Работая здесь в качестве директора, Нина Усатова в то же время получила редкую возможность совершенствовать свое актерское мастерство. Она наблюдала за театральными постановками, общалась со многими известными артистами, а потому в один прекрасный момент она решила не сдаваться и настойчиво идти к своей мечте. В итоге поступить актрисе все-таки удалось, но только с пятой попытки. В 1974-м году Нина Усатова стала студенткой режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина. В этом месте прошло ее профессиональное становление. Здесь же актриса сумела почувствовать себя маленькой частью огромного и бескрайнего мира искусства.
После окончания учебы в 1979 году Нина Усатова отправилась по распределению в город Котлас Архангельской области, где стала работать в районном театре. За период работы на местной сцене актриса исполнила около двенадцати различных ролей, однако уже в 1980-м году оставила провинциальный городок и отправилась в Ленинград, где стала актрисой труппы только что открывшегося Молодежного театра. За период работы в ленинградском театре актриса окрепла в творческом и профессиональном плане, а потому очень скоро о ней заговорили как о сложившейся звезде.1981-м году наша сегодняшняя героиня дебютировала в мире кино. Первой ее работой стала роль портнихи в фильме «Куда исчез Фоменко».
Впоследствии Нина Усатова стала часто сниматься в кино.
Накопленный за это десятилетие профессиональный опыт вдруг вырвался из глубин актерской души в лучшей из ролей Нины Усатовой, сыгранной уже под занавес 80-х – роль глухонемой от рождения поварихи Лиды в фильме “Холодное лето 53-го”, поставленном Александром Прошкиным по сценарию Эдгара Дубровского и признанном лучшим фильмом 1988 года. Яркой, душераздирающей и незабываемой сценой стал эпизод, когда Лида, пытаясь спасти людей, оказавшихся пленниками головорезов, выбегает на дебаркадер и начинает по-своему, по-немому, кричать тем, кто на теплоходе, взывая о помощи. Слышать эти крики, столь точно сыгранное «мычание» немого человека, было тяжело, но еще более тяжелой, невыносимой стала сцена немого оплакивания убитой горем матери, когда бандит, подкараулив дочь Лиды, убивает ее…
Один из лидеров проката (41,8 миллиона зрителей), этот фильм завоевал призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988), “Нику-88”, кроме этого, был награжден на зарубежных киносмотрах.
После “Холодного лета…” Нину Усатову узнали и запомнили все. Вырос ее заслуженный “рейтинг” и среди кинематографистов, она постоянно снималась, но, прежде чем ей снова повезло, прошло несколько лет.
1995-й год принес актрисе еще большую популярность и признание зрителей – Нина Усатова сыграла свою звездную роль в “Мусульманине” Владимира Хотиненко. Эту роль нельзя назвать главной, поскольку главные здесь мужские партии, да и по метражу она небольшая. Актриса сыграла роль матери двух братьев – Николая (Евгений Миронов) и Федора (Александр Балуев). Горькую судьбу простой русской женщины показала здесь Нина Усатова, выворачивающая своей игрой наизнанку и свою душу, и души зрителей.
Фильм получил главный приз “Кинотавра-95”, призы международных фестивалей “Монреаль-96” и “Золотой Витязь-96”, а лично Нина Усатова – приз “Кинотавра-95” – за лучшую женскую роль и приз “Бриллиантовая звезда” как лучшей актрисе фестиваля.
Нину Усатову, ставшую “модной”, стали приглашать теперь в большие телесериалы – комедийный “Поживем – увидим” о жизни петербургских приятелей и членов их семей, комедийную драму “Зал ожидания” Дмитрия Астрахана, где актриса сыграла роль преуспевающей бизнесвумен.
В последнем году десятилетия 90-х Нина Усатова приняла участие в съемках фильма Валерия Огородникова «Барак», в котором оживают события все того же холодного лета 53-го, только здесь действие происходит не на севере, а на Южном Урале, в рабочем городке Сатка, куда приезжает из Ленинграда молодая специалистка, очень быстро ставшая членом дружного коллектива металлургов и активисткой профсоюзного движения и жившая вместе со всеми – в одном из заводских бараков, столь памятных людям старшего поколения. Усатова играет в “Бараке” одну из главных ролей, Полину, жену контуженого, глухонемого, но зато очень хорошего человека, татарина Карима. Эта лента завоевала множество призов, а сама Нина Усатова – “Нику-99” за лучшую женскую роль.
В 2010 году актриса сыграла главную роль матушки Алевтины в картине «Поп» Владимира Хотиненко. Партнером по фильму, исполнителем роли батюшки, стал Сергей Маковецкий, в образе которого отразилась судьба отца Патриарха Алексия. «Этот фильм расскажет много правды, которая была неизвестной. Даже о партизанах, ведь они были против церкви и священников… Режиссёр учитывал малейшее сомнение, очень доверял актёрскому чутью, я могла предложить убрать какое-то слово, и Владимир Иванович соглашался. Мне хотелось сделать характер матушки мягче, но я должна была согласиться с режиссёром, что матушка мудрая, справедливая, но и жёсткая, не елейная, на ней дом, дети, хозяйство – она взваливает на себя все бытовые вопросы, чтобы мужу-священнику можно было высвободить силы для духовной жизни» – рассказала актриса в одном из интервью.
Начиная с 1989-го года, Нина Николаевна стала работать в Большом драматическом театре. Впоследствии в этом месте она исполнила множество замечательных ролей, которые по сей день считаются лучшими в ее карьере.