Мэтр детективного жанра – Аркадий Вайнер

(К 90-летию Аркадия Вайнера)       

13 января 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения русского прозаика, мастера современной отечественной детективной литературы Аркадия Александровича Вайнера. Свои произведения он писал в соавторстве с младшим братом Георгием.

       Пишущих людей в роду у Вайнеров не было. Его отец был родом из небольшого местечка недалеко от Одессы, имел образование всего один класс и толком не умел читать и писать. Позже книги его сыновей отцу вслух читала мать, которая была образованной и интеллигентной женщиной.

       Писатель, произведениями которого зачитывался весь Советский Союз, появился на свет в Москве. Детство пришлось на тяжелое военное время: семья пребывала в эвакуации в Самарканде, где произошел случай, навсегда врезавшийся в память. Братья нашли на улице буханку хлеба, принесли домой, но мать из опасения, что она отравлена диверсантами, запретила прикасаться к ней. Ребята не выдержали, причем первым «протестировал» еду на себе Аркаша и, убедившись, что все в порядке, отломил Георгию.

       Окончил музыкальную школу по классу аккордеона, прекрасно пел. В юности активно занимался спортом. Стал мастером спорта по вольной борьбе.

       После окончания школы поступил в Московский авиационный институт, в котором проучился всего один год. Аркадий Александрович, закончив юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал следователем в милиции, затем – начальником следственного отдела Московского Уголовного Розыска. За отличную службу получил около 40 наград. В конце 1960-х гг. ушёл из милиции в звании капитана.

       Как рассказывала дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, его трижды пытались исключить из партии, когда он переходил дорогу важным людям. Во время работы в МУРе у него постоянно были конфликты из-за чрезмерной принципиальности. Он расследовал самые разные дела – от крупных хищений до убийств, всегда доводил их до справедливого завершения – приговора. Ему не раз пытались давать взятки, случалось, что и угрожали.

       В 1967 году между братьями Вайнерами и их приятелем Норманом Бородиным возник спор о том, кем труднее работать – следователем или журналистом. Оппонент предложил написать небольшое произведение, которое он оплатит. Приняв предложение, через месяц братья представили роман «Часы для мистера Келли», объем которого составил 600 страниц. Сокращенный вариант текста тут же был опубликован в двух журналах – «Советская милиция» и «Наш современник».

       После успешного дебюта братья решили продолжить писать. У обоих имелся огромный опыт и невероятное количество интересного материала. В результате совместного творчества появилось множество известных произведений: «Ощупью в полдень» (1968), «Гонки по вертикали» (1973), «Визит к Минотавру» (1972), «Эра милосердия» (1976), «Лекарство против страха» (1978), «Не потерять человека» (1979).

       Ряд сюжетов Аркадий Александрович позаимствовал из своей следовательской практики в МУРе. Они, конечно, видоизменяли истории, добавляли «изюминки», чтобы сюжет был интереснее.

       Поклонники таланта братьев не раз задавались вопросом: «Как это — писать вдвоем?» Братья часто отшучивались, что у них есть необычная пишущая машинка с двойной кареткой.

       Подготовку произведения они записывали на магнитофон, когда обсуждали детали сюжета. Много спорили, иногда на повышенных тонах. Вайнеры работали очень много, чаще всего – ночью. Братья по характеру были очень разными, но их жизненные принципы и понимание людей у них было схожим. Аркадий Александрович прекрасно выстраивал сюжет, придумывал повороты, а Георгий Александрович «вышивал» писательское полотно. Они друг друга гармонично дополняли.

       По романам братьев Вайнеров снято множество фильмов. Среди них: «Визит к минотавру», «Лекарство против страха», «Я – следователь».

       Но самой известной и любимой для многих поколений кинолентой, созданной по их сценарию, является «Место встречи изменить нельзя».

       Инициатором съемок фильма был актер Владимир Высоцкий, с которым братья Вайнеры как-то встретились в Центральном доме литераторов и подарили ему свою книгу «Эра милосердия». Дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова рассказывала: “На следующее утро в нашу дверь позвонили, папа пошел открывать и увидел на пороге Высоцкого, чему очень удивился, – друзьями они тогда еще не были. Прямо с порога гость заявил: «Я за ночь прочитал роман и очень хочу сыграть Жеглова». Надо было папу знать – он стал Высоцкого подначивать: «А почему ты решил, что эта роль – для тебя?». Володя давай горячо рассказывать, как замечательно сыграет. Тогда папа засмеялся и сказал: «Да мы и сами знаем, что это твое».

       Аркадий Вайнер был лауреатом премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981). Лауреат премии Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода им. Героя Советского Союза Н. Кузнецова (1983).

       Член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Вместе с дочерью Натальей Дарьяловой был основателем и владельцем телеканала «Дарьял-ТВ». Президент Международного фестиваля детективного кино. Кавалер Ордена Дружбы (9 марта 1996).

       В апреле 2005 года Аркадий Вайнер фактически сбежал из больницы, чтобы открыть VII Международный фестиваль детективных фильмов «DetectiveFEST». Выступая со сцены, он сказал: «Задача фестиваля – воспитать уважение к закону, через уважение к закону воспитать уважение друг к другу и к самому себе, то есть то, что описывается словом “достоинство”». Но уже 24 апреля стало известно, что писатель внезапно скончался.

       Аркадий Вайнер отвечал на письма бывших уголовников, хлопотал об амнистии для тех, кого, он точно знал, посадили незаслуженно, по ошибке. В его писательских планах было множество интересных идей. Автор многих детективов хотел написать роман о московской патриархальной семье дореволюционных времен, хотел снять продолжение «Места встречи…». Он превосходно овладел искусством писателя и мог бы еще много создать.

Аркадий Вайнер