«Проза наполненная поэзией: Рувим Исаевич Фраерман»

(к 130 – летию со дня рождения писателя)

«Я – только путник, который, если можно так выразиться, отважился отправиться в трудный, но заманчивый путь странствий по таинственному миру души юных современников», – так говорил о себе известный советский писатель Рувим Исаевич Фраерман, день рождения которого отмечают 22 сентября. 

Долгие годы Рувим Фраерман просто не позволял себе быть писателем. Он самым активным образом работал как журналист в Якутске, в Батуме, в Москве. По ночам, вместо того чтобы спать, писал и переписывал первые страницы своей прозы. Но слово, каждое слово, казалось ему таким прекрасным, таким важным, что слова эти он нёс к бумаге, как несут последний глоток воды.

После отдельных публикаций в центральных и периферийных журналах вышла, наконец, в 1931 г. первая повесть «Васька-гиляк». Собственно говоря, она была написана ещё в 1924-м, но вариант следовал за вариантом, и прежде чем автор признал работу завершённой, прошло семь лет.

О детях и для детей написаны его произведения – «Дальнее плавание», «Соболя», «Желанный цветок», «Непоседа», «Каникулы», «Малыш в лесу», «Золотой василек» и другие. Но в памяти читателей он остался автором одной книги – «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939). 

Книга появилась легко, как будто пришла сама: зимой 1938 года, всего за один месяц, буквально не отходя от письменного стола, Фраерман ее написал. Повесть переведена на многие языки мира, по ней поставлен кинофильм (с Галиной Польских в главной роли), на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962). «Дикая собака Динго» –  грустная и одновременно светлая история о вступлении подростков во взрослый мир, опыте первых предательств и разочарований –  обеспечила автору большую популярность.

Книга стала классикой детской литературы и таковой осталась. Может быть, потому, что все запомнили, как мальчик Филька выжег солнечными лучами на собственной груди буквы Т А Н Я. А может быть, из-за тех слов, которые Фраерман приберёг для самой Тани в самом конце: «Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви. Правда?».

 Ровесник Булгакова и Мандельштама, почти ровесник Маяковского и Пастернака, Фраерман прожил чрезвычайно долгую для немилосердной эпохи жизнь – 81 год. Он прошёл две войны, проехал нашу страну в прямом смысле слова от края до края, голодал, погибал в тайге, тяжело болел и трудно работал. Его книги говорят о том, что «он признаёт за каждым человеком право на недостатки». А сам про себя он говорил так: «Я никогда не осмеливался давать готовые советы».

         Современники отзывались о писателе, как о человеке неиссякаемого остроумия, одаренном живостью ума, умном и тонком беллетристе, умевшем одним взглядом выхватить и красочно преподнести самую существенную деталь повествования. Константин Паустовский, с которым Фраерман поддерживал очень теплые отношения, назвал его как-то социалистическим романтиком, в первую очередь делающим акцент на внутренних переживаниях, и лишь затем – на классовых противоречия