Солнце встало, к нам идет Иван Купала

       Яркий летний народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки ещё из дохристианских времен. Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.
       Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
       Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца и водой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
      Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Вода, набранная из источников в день Ивана Купалы, обладала чудодейственной и магической силой.
       В местах, где существовал запрет на купание в реках, купались в «святых источниках». На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы.
       В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись очищающие костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы.
       Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгали через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров». Девушку, не перепрыгнувшую через костёр, называли ведьмой, её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения».
       Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов, считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы, в него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище.
       Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты. После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью, чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвар или чай. Часто к следующему празднику от венка оставался лишь ободок, который сжигался в купальском костре.
       Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
       Характерная примета праздника Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи, от нечистой силы. Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу.
Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды.
       У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам, владеть нечистыми духами, повелевать землёй и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.
       Считается, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».