История строительного управления № 39
Строительное управление, организованное в апреле 1974 г., было мощное, начальники менялись редко. Оно входило в состав строительного треста «Алтайкоксохимстрой», директор Н. В. Бажура. Это строительное управление построило в нашем городе здания общеобразовательных школ № 2, 5, 7, музыкальную школу, детские сады, больницы, дома культуры «Строитель» и «Металлург», 2 профилактория, 2 банка, а также – военкомат, милицию, оригинальное здание администрации города, бассейн, кинотеатр «Заря», спортивный комплекс «Факел», РУС, телецентр с вышкой, не достроили здание СЭС. Тридцать девятое строительное управление возводило объекты из кирпича.
Управленческие кадры первоначально располагались в вагонных бытовках на территории строящегося больничного комплекса, потом кочевали по малосемейкам и общежитиям, только в 1985 г. перебазировались на собственную базу по улице Таратынова. Построили трехэтажное административно – бытовое здание (сейчас в нем находится пенсионное управление), ремонтные мастерские с теплой стоянкой для автотранспорта. В ремонтных мастерских располагались токарный, кузнечный, столярный, сварочный цеха, склад для хранения строительных материалов.
Первые многоэтажки
В 1974 г. первые многоэтажные дома первого микрорайона отапливала маломощная котельная, в квартирах было холодно. Специалисты строительного управления № 39 (начальник Виктор Федосеевич Скиба) провели монтаж трех котлов, обвязку электропроводами, дополнительно установили два котла, сделали водонагреватели, обмуровку, теплоизоляцию, просушку, монтаж конвейера по подаче угля. Котельная стала более мощной, в час подавала 6,3 т горячей воды, это намного больше, чем требуется микрорайону. В квартирах была жара, как в Сахаре – открывали форточки и простывали.
Школа № 2
Молодежь ехала на строительство Коксохима со всего Союза. Местная газета регулярно писала о делах и людях Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Иногда строчки были короткие, как эта: «Оля Мясникова приехала с родителями из Крыма на строительство завода. Работает в бригаде отделочников».
В 1975 г. сдано в эксплуатацию первое учебное учреждение – школа № 2, по проекту около 1200 мест, занимались в три смены почти 2000 учащихся, директор Евгения Ильинична Золтуева. Многие выпускники школы шли работать на стройку или поступали в строительные вузы и техникумы.
Особенности строительства
Управляющий трестом «Алтайкоксохимстрой» Николай Георгиевич Кулисиди в 1983 г. строил ДК «Строитель», сдавали объект осенью с недоделками, лишь бы сдать, благоустройство обещали выполнить весной, обещание сдержали. При строительстве ДК «Металлург» была головоломка с неточным расположением свай, но ее решили, подвал изготовили из бетонных блоков. От проспекта Строителей и во двор дома культуры проложили бетонную дорогу, асфальт долго не укладывали. При строительстве города было принято решение на дороги вместо щебня класть бетон, т.к. кругом согра. Строителей постоянно торопили с вводом объектов.
На стройку приезжали многие выпускники Барнаульского политеха. Молодые инженеры – строители имели хорошую теоретическую подготовку, а набраться практических знаний щедро помогали бригадиры. Инженер – строитель Владимир Николаевич Куртов до сих пор добрым словом вспоминает своих наставников бригадиров Василия Генриховича Шпедта и Владимира Старцева.
В. Н. Куртов участвовал в строительстве большинства объектов и помнит много интересного при их возведении. Музыкальную школу и торговый центр строила одна бригада, бригадир Александр Рогозников, начальник СУ – 39 Борис Филиппов, Любовь Евгеньевна Павлова работала начальником производственного отдела, начальником участка Михалин, мастером Черданцев. Строительные изделия не всегда приходили вовремя. Бетона и раствора часто не хватало. При строительстве торгового центра смонтировали покрытие, а лестничные марши пришли чуть не через год. Пришлось вскрывать плиты, одна плита очень крепко оказалась посажена на бетонный раствор. Женщина управляла подъемным краном, плита оборвалась кран качнуло, крановщица ударилась лицом о стекло кабины, от страха она бросила работу, пришлось начальнику участка садиться в башенный кран. При строительстве профилактория пришлось думать, как защитить бетон от разрушения водой. Все свайное основание по периметру и продольные стены соединили монолитным железобетонным раствором, уложили щебень, обработали битумом. (Начальник участка Александр Иванович Оленин)
Строительство велось круглый год, зимой при любой погоде. Существовала проблема – зимой шел перерасход раствора, на стенках растворных ящиков – банок раствор намерзал, потому что банки выпускались не утепленными. Перерасход списывали в убытки. В раствор добавляли противоморозные добавки, и раствор схватывался в зимнее время.
Городская больница
Поликлинику (начальник строительногоучастка Борис Сладков) сдали раньше, чем стационар, провели от химчистки до конца больничной территории бетонно – асфальтовую дорогу с уклоном в ливневку, с дополнительным лотком для слива воды. Во время отделки стационара устраняли строительный брак: где – то отверстие надо было пробить, где заложить, ремонтировали гидроизоляцию потолка железобетонного тоннеля, соединяющего пищеблок с роддомом, стационаром, инфекционным отделением. В больничном бомбоубежище с дизельной электростанцией, автономной вентиляцией несколько раз переделывали и усиливали гидроизоляцию, т.к. поступала вода. Построили кислородную станцию, где хранится запас кислорода, она соединяется кислородными проводами с палатами, операционной, в срок сдали морг, крематорий, гаражи – все огромное хозяйство городской больницы.
Телецентр с телевышкой
Для закрепления оттяжек телевышки изготовили 8 фундаментов объемом с наши кухни, почти на 3 метра они заглублены. Телевышку высотой 250 метров монтировала «Стальконструкция» с помощью самоподъемного крана. Здание РУСа строили по проекту больше года, одновременно строили музыкальную школу, ее конструкцию упростили – под зрительным залом сейчас мы видим пилоны – пустоты. По проекту их нет. Пилоны повысили надежность здания, но ухудшили архитектуру. Случались и казусы: стены бани построили без дверей, проверяющие вошли по трапу, а обратно выйти не могут, так быстро каменщики вели кладку, пришлось сверлить стену и выпиливать проем для дверей пилой. В управлении работало много «химиков» – людей, отбывавших наказания за нетяжкие преступления. Для коксохимического завода СУ – 39 строили все корпуса АТЦ – автотранспортного цеха, гараж на 110 автомашин на улице Зеленой, вентиляционное помещение высотой 6 м, размерами 6 м на 18 м для КБ- 1. Строители 39 управления строили городские дороги на улицах: Союза Республик, Строителей, 25 Партсъезда. Корыто дорог чистили бульдозером, где надо грунт срезали, где подсыпали с нужным уклоном, сыпали песок, щебень, укладывали бетон толщиной 20см, в проездах 16 см.
Лицей «Бригантина»
При строительстве пятой школы (лицей «Бригантина») для выполнения откоса к ДК «Металлург» заказывали специальную технику из Барнаула – кран планировщик или экскаватор с телескопической рукой. Вокруг пятой и седьмой школ после строительства проводили благоустройство: выравнивали большие площади черного грунта, укладывали бордюрный камень, заливали дорожки, из подвалов выносили строительный мусор. Молодые строители устраивали субботники с песнями. Каждый сданный объект благоустраивали и озеленяли.
Постперестроечное время
Владимир Дмитриевич Двуреков приехал в Заринск в 1993 г. за плечами был дорожно – строительный институт и богатый опыт по строительству военных объектов. Начал работу мастером первого участка, через год перевели начальником участка, занимались строительством и реконструкцией объектов. В строительном управлении было три участка. Строители второго участка строили коттеджи, под руководством Старыгина Андрея Михайловича, строители третьего участка под руководством Дьяконова Петра Алексеевича расширяли, обновляли гаражи в Заринской горэлектросети. Жилые дома уже не строили, город перестал расти. Строители первого участка под руководством Владимира Дмитриевича Двурекова строили мясокомбинат на Балиндере, на кирпичном заводе строили насосную станцию артезианской скважины, заканчивали строительство корпуса по производству кирпича, котельной, административного корпуса, восстанавливали канализацию. Пришлось реконструировать ворота города – железнодорожный вокзал, рампу подъездных путей контейнерной базы. В первом участке трудилось 22 человека, это сварщики, каменщики, монтажники. Коллектив дружный, работать умели. В бригаде бригадира Сергея Савилова работали профессионалы Корехов, Карнаухов, Карпухин, Маклаков , Волошин, Неснов. Отлично работала бригада под руководством бригадира Василия Генриховича Шпеда. Материалы привозили по заявкам, отвечал снабженец Матвиенко. Поставка кирпича была с перебоями, возили кирпич с Барнаула в полувагонах, вываливали, со станции грузили и возили на объекты машинами. Было много битого кирпича. На строительство кирпичного завода кирпич возили в упаковках с Новосибирска, он отлично сохранялся. Металлоконструкции шли без задержки, при строительстве мясокомбината металлоконструкции шли в контейнерах в собранном виде – очень удобно. С рубероидом проблем не было. Впервые применили горячий разогрев при покрытии крыш рубероидом, бикроста у нас еще не было. Столярка в управлении была своя, древесного сырья хватало. Для ДСУ – 2 строили котельную, на станции Батунной – котельную для разогрева битума, мастер В.Г. Гопаченко. Отдыхали дружно всем коллективом на зеленой поляне Чумыша в День рыбака и в День строителя. Заядлым рыбаком в управлении был геодезист Сергей Тарасов.
Сегодня мы благодарим строителей Управления № 39 за их колоссальный труд по строительству и благоустройству города Заринска.
Надежда Старцева