А песни тоже воевали

Поэтический час

«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!».

Лебедев – Кумач В.

       Великая Отечественная война – одна из самых героических страниц нашей истории. Мужество людей, их стремление защитить свою Родину не знало границ. Вместе с людьми в солдатский строй встала песня.

       Песни ярко отражали все события, происходящие на фронте и в тылу, согревали душу, призывали к подвигу,  говорили о Родине, ради которой надо было выжить и  которую надо было спасти. Песни иногда лучше политруков говорили о патриотизме, солдатской дружбе и любви. Песни были необходимы человеку как воздух, они не давали черстветь человеческим чувствам.

       У каждой песни, родившейся в военные годы, своя история, свой путь, и своя судьба.

«Священная война», слова –  В. ЛебедеваКумача, музыка –  А. Александрова, 1941 г.

«Вставай, страна огромная,

вставай на смертный бой» 

       Одна из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны — своеобразный гимн-плач народа, вынужденного защищать свою Родину от врага, была написана в самом начале войны. Наверное, ни одна из песен Великой Отечественной войны не звучала столь мощно и вдохновенно, как знаменитая «Священная Война».24 июня 1941 года в газетах “Красная звезда” и “Известия” было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача “Священная война”.

       Его прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль и сочинил музыку для песни. Уже 26 июня на площади Белорусского вокзала состоялась премьера песни для бойцов, уезжающих на фронт. По воспоминаниям очевидцев,песню просили исполнить пять раз! А  с 15 октября 1941 года, когда войска фашистской Германии уже захватили Ржев, Калугу, Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлевских курантов.

       Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня “Священная война” стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу.

В землянке“, слова –  А. Суркова, музыка –  К. Листова, 1942г.

       Одна из самых первых лирических песен военных лет “В землянке”, “родилась” совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне. В своем письме к ней  поэт вспоминает: “Возникло стихотворение  случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были шестнадцать “домашних” строк из письма жене, Софье Антоновне после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…” После этого, продрогший и уставший Алексей Сурков, отогревался в землянке и писал в блокнот строки знаменитой песни. “Так бы и остались эти стихи частью письма, – продолжает он свои воспоминания, – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов.  Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Что-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову.”Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты. А уже сотрудники газеты представили песню “Комсомольской правде”, где она была напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом. Интересен тот факт, что за слова  “до смерти четыре шага”, песню долго пытались “не пропустить”, просили заменить эти строки, т.к. считали их “упадническими”, но тут за песню вступились все, кто ее любил, и слова остались неизменными. До сих пор мы с удовольствием исполняем эту проникновенную композицию.

Случайный вальс“, слова  Е. Долматовского, музыка  М. Фрадкина, 1942 г.

«…Я как будто бы снова возле дома родного…»

       Каждая фронтовая песня имеет свою интересную и часто, захватывающую, историю. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский “как бы с натуры” написал стихотворение “Танцы до утра”, в котором есть строки:

“Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…”

       Поэт рассуждал , что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры, любовь.В 1942 году, встретившись с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский зачитал ему стихотворение и предллжил из него сделать песню, но в то время  песня так и не родилась. Но годом позже, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня все-таки появляется на свет  и начинает жить своей жизнью. Интересно, что первое название песни “Офицерский вальс”, а слова в ней были такие:

Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.

       Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название “Офицерский вальс”: офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться “Случайный вальс”, а “погоны” превратились в “ладони”.

«Темная ночь» слова В. Агатова, музыка Н.В. Богословского, 1943г.

       История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Л. Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Л. Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа.

«Катюша», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера, 1938 г.

       Одной из самых популярных и любимых песен Великой Отечественной  войны стала известная «Катюша». Ещё в 1938 году её создали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер.  Родилась романтическая идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему на фронт.

«Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

 Выходила на берег Катюша,

 На высокий берег на крутой….»

       Но особое звучание песня приобрела, когда народ  дал  ласковое название «Катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту,  наводившему  ужас на гитлеровские войска.

       У этой песни есть замечательное продолжение. В Смоленской области на высоком берегу реки Угры, где рос поэт  Михаил Исаковский, был поставлен памятник «Катюше». Единственный  в стране памятник песне!

« В лесу прифронтовом» –слова  Михаила  Исаковского, Матвея Блантера, 1942 г

«…Так что ж, друзья, коль наш черёд,
Да будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрёт,
Не задрожит рука….»

       Редкое долголетие суждено замечательной песне “В лесу прифронтовом”. Стихи были написаны в 1942 году в разгар Сталинградской битвы. Поэт  представил себе  русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя. Тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Передал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Но “В лесу прифронтовом” – не только лирика. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом. Людям нужны были  не только боевые марши, но лирические душевные произведения, которые поддержали бы их в тяжелую годину.

       Сегодня иные пытаются пересмотреть историю и ход войны. Но песни, написанные в период лихолетья, можно назвать историческими документами, правдиво рассказывающими о том времени.

       И сегодня,  спустя 75  лет после войны эти песни по-прежнему любимы и трогают до глубины души. Такие песни хочется петь вместе! Они объединяют, потому что в них есть и горе, и радость, которые понятны каждому.