Лучшие традиции отечественной литературы или Модные и Премированные.

     Художественная литература практически всегда являлась и является лакмусовой бумажкой: она как индикатор отражает социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию того или иного общества, в котором писатель живет и творит. Как явление искусства – литература эстетически выражает общественное сознание и, что, самое главное, она его формирует.
     Читателю очень сложно разобраться в ситуации: имена, которые «на слуху», слабо соотносятся с традиционной русской литературой, а где услышать о других? Как самостоятельно оценить литературное достоинство «модных» и «премированных» романов? Отдавать ли предпочтение тому, что модно, но явно вторично, или искать первоисточники смыслов?..
     В России учреждён целый ряд литературных премий, которые носят фамилии известных писателей, прочно обосновавшихся на отечественном литературном Олимпе: литературная премия им. Н. Карамзина, Н. Лескова, А. Твардовского, А. Толстого… Алтайский край не стал исключением – здесь были учреждены две литературные премии, связанные с именем нашего знаменитого земляка:
     1. Литературная премия имени В. М. Шукшина.
Учредителями данной ежегодной премии являются коммерческий «Алтайкапиталбанк» совместно с редколлегией журнала «Алтай»
     Согласно Положению, опубликованному на одном из интернет-ресурсов lit.altlib.ru/literaturnyie-premii – премия присуждается Советом учредителей и вручается в июле в селе Сростки на Шукшинских чтениях за литературные произведения в прозе и поэзии, продолжающие традицию русского художественного поиска, отражающие многосложность и противоречивость сибирской жизни.
     К рассмотрению принимаются произведения всех литературных жанров, как опубликованные в журнале «Алтай», так и вышедшие отдельными изданиями за последние три года.
     Лауреатами литературной премии им. В. М. Шукшина становились:
– Башунов Владимир Мефодьевич (1999 г.);
– Гришаев Василий Федорович за серию книг «Сыны Алтая и Отечества»(1990 г.)
– Гришко-Юровская Ольга Фёдоровна за книгу стихов «Исповедь»(2001г.);
– Гущин Евгений Геннадьевич (1991, 1995);
– Козлов Юрий Яковлевич за книгу «Рацея старого ворона» (2004 г.);
– Козлова Людмила Максимовна за «Поэму о древе» (1991 г.);
– Мерзликин Леонид Семенович (1989 г.);
– Родионов Александр Михайлович за роман «Азъ грешный» (1996 г.);
– Тихонов Валерий Евгеньевич за книгу стихотворений «Формат окна» (2003 г.);
– Шевченко Виталий Степанович за сборник стихотворений «Какого цвета счастье» (2002 г.)
     2. Шукшинская литературная премия Губернатора Алтайского края altairegion22/ru.
     Присуждается данная премия один раз в два года, начиная с 2007 года. Премией отмечаются прозаические произведения, продолжающие лучшие традиции отечественной литературы, вышедшие отдельными изданиями или опубликованные на страницах литературно-художественных журналов в течение трех лет, предшествующих году присуждения премии.
     В год 90-летия В. М. Шукшина премия была вручена Игорю Корниенко, автору из Ангарска за рассказы «Птичка-невеличка», «Иду искать!», «Змея кусает себя за хвост», «Астероид» и повесть «Алаведерчи».
     В своё время литературную премию им. В. М. Шукшина получил писатель из Кургана Виктор Потанин «Плакала кукушка». В 2009 году премию вручили писателю из Воронежа Ивану Евсеенко «Раннею зарею, вечернею порою»; в 2011 году – Михаилу Еськову из Курска «Брат мой меньший»; в 2014 году – Анатолию Кирилину (Алтайский край) «После гонга»; в 2016 году – Михаилу Тарковскому (Красноярский край) «Вековечно». В 2018 году лауреатом премии стал писатель из Томска Владимир Костин за книгу прозаических произведений «Коробок».
     Однако продолжают ли произведения лауреатов литературной премии лучшие традиции отечественной литературы решать не только писателям и критикам, входящим в состав комиссий, но и нам с Вами, как читателям и ценителям художественного слова.
     С книгами лауреатов, как первой, так и второй премии, носящих имя нашего земляка, пользователи могут познакомиться в Центральной городской модельной библиотеке.
     Приглашаем Вас к обсуждению: ваши мнения просим высылать на электронную почту: zarlib@mail.ru для дальнейшей публикации на сайте библиотеки.
     Вашему вниманию мы представляем мнение писателя Алтайского края В. А. Шнайдера.

                                             Прости, Василий Макарович!
     Литературное братство, любители и почитатели таланта Василия Макаровича Шукшина в этом году отмечают 90-летие со дня его рождения. На Алтае эту дату решили отметить с размахом. Ну что ж, очень хорошо. При жизни не чествовали, так хоть после смерти помахать стягом с именем Шукшина. Но… Это извечное НО.
     Тот, кто читал произведения Василия Макаровича, знает, что все они жизненны и наполнены глубоким смыслом, многие созданы на пике разрыва души, накала совести, неимоверной боли. И потому, читая Шукшина, задумываешься, размышляешь, сопереживаешь… По другому с произведением, в которое автор вложил частицу души, не получится. Это – Литература. Настоящая.
     Я не знаю ни одного произведения Василия Макаровича, в котором бы он прямо или иносказательно не упоминал Душу или Совесть – вестников из мира Правды. У него было редкое обостренное чувство справедливости, человечности, потому он часто и говорил, что «нам бы про душу-то не забыть». И страдал, видя, как люди, по стечению обстоятельств, были вынуждены в каких-то моментах пойти на сделку с совестью. Вспомним, к примеру, вот эти его слова: «В обществе, вообще говоря, вопрос совести должен стоять высоко и дорого, и когда наши современники утрачивают так или иначе остроту этого вопроса или идут на какие-то компромиссы, они у нас же на глазах должны получить, обрести своеобразную оценку этому. Мы на этом должны учиться…» Правильно сказано. Что нужно для того, чтобы внять этим словам? Совесть и разум. А этого в некоторых слоях современного общества, к сожалению, и недостаёт. Не потому ли на Шукшинские чтения с каждым годом народу прибывает все меньше и меньше? А среди званых гостей людей с чистой душой и с совестью в ладах практически нуль: едут в основном отработать контракт, договор, отдохнуть за счет бюджета края и попиариться.
     Гвоздем чтений, конечно же, считается литературная премия им. В. М. Шукшина. На первый взгляд вроде бы все верно. Но стоит внимательнее присмотреться, заглянуть в историю создания премии и диву дашься от того, в какую сорную кудель вплели чистое имя Василия Макаровича. Мало того, что премий имени Шукшина создано на Алтае несколько, так еще и «первых» лауреатов пошла череда. Всем хочется прилепиться к имени Василия Макаровича, не гнушаясь никакими способами и не боясь ни народного суда, ни божьего. Вандализм наивысшей степени.
     Вернемся к премии. Согласно Положению, по которому на Пикете разыгрывается церемония вручения, премия присуждается за прозаические произведения, продолжающие «лучшие традиции отечественной литературы». Чтобы заострить ваше внимание, я даже подчеркнул критерии, по которым оцениваются произведения, выставленные на конкурс. Вроде бы верно, но не совсем, потому как четкости нет. А общую фразу можно трактовать как вздумается, что и происходит на самом деле.
     В текущем году Шукшинская премия присуждена за повесть «Алаведерчи» и ряд рассказов И. Корниенко – члена ПЕН-клуба и московской писательской организации. Все произведения опубликованы только в периодических изданиях. Одно то обстоятельство, что премию присудили за разрозненные журнальные публикации, вызывает недоумение. Ну, коль присудили, значит, произведения созданы в лучших традициях отечественной литературы, их стоит прочитать. Что я и сделал, найдя повесть «Алаведерчи». Скажу честно, при прочтении первой же главы понял, что от лучших традиций отечественной литературы в повести нет ничего. Это современная (попсовая) дворовая скоропись. К настоящей литературе (Чехов, Толстой, Тургенев, Распутин, Гранин, Пикуль и др.) то, что написано И. Корниенко, отнести невозможно. Ни по одному параметру. Более того, прочитав всю повесть, вы не сможете увидеть ни одного лица-портрета, какой бы богатой фантазией вы не обладали. О смысловом стержне повести я и не говорю: за время чтения не давал покоя один и тот же вопрос – для чего автор об этом пишет? Начал с сортира, им же и закончил. Финал вообще вызывает недоумение: один из подростков-героев на виду у друзей на спор прыгает в наполненную до краев испражнениями туалетную яму и остается на ее дне…
     Видимо, взявшись за перо, автор не удосужился установить, для чего он садится писать и что хочет сказать в своем произведении читателю. О новизне и каких-либо открытиях (стилистических, словесных, сюжетных и т. д.) не говорим, потому как их нет и быть не может – язык автора скуден.
После прочтения повести на душе стало тяжко, грязно и стыдно за новоявленного лауреата и членов комиссии, выбравших это произведение.
     Прости, Василий Макарович, что не можем мы защитить твое имя от грязи… Прости, если можешь!

Владимир Шнайдер,
журналист, писатель

https://www.altairegion22.ru

http://akunb.altlib.ru

 

Вековечно М. Тарковский Брат мой меньший - М. Еськов Раннею зарёю, вечернею порою - И. Евсеенко Плакала кукушка - В. Потанин Маленькая Жизнь - А. Кирилин