От первого боя до вечного огня

(женщины – летчицы Вов)

       В 1941 году было сформировано три женских авиаполк :586-й истребительный (Як-1), 587-й бомбардировочный (Пе-2) и 588-й ночной бомбардировочный (По-2), который враги прозвали «Ночными ведьмами».

       Женские авиаполки основала летчица Марина Раскова, которая в 1938 году вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко совершила беспересадочный полет Москва-Дальний Восток. За успешный перелет летчица получила звание героя Советского Союза.

       Особенность полка «Ночные ведьмы»  состояла в том, что абсолютно все должности от механиков до летчиков и штурманов в полку занимали девушки. Изначально полк насчитывал 115 человек, средний возраст  – от 17 до 22 лет. Неудивительно, что первое время противники относились к летчицам с нескрываемым презрением, вдобавок мужчины в шутку прозвали девушек «Дунькиным полком» по имени командира Евдокии Бершанской.Боевой путь полка «Ночные ведьмы» начался летом 1942 года над Сальскими степями (Ростовская область). Уже в августе полк перебросили на Кавказ, а в 1943 году летчицы участвовали в прорыве «Голубой линии» – рубежей обороны немецких войск на краснодарско-таманском направлении. 8 февраля 1943 года полку было присвоено звание «Гвардейский», и он был преобразован в 46-й ночной бомбардировочный авиационный полк. За освобождение одноименного полуострова полку присвоили почетное звание «Таманский». В 1943-1944 гг. девушки уже в новом звании освобождали Крым и Севастополь. Весной 44-го полк был награжден Орденом Красного Знамени, а летом того же года «ведьмы» участвовали в боевых действиях в Белоруссии, мужественно сражались за Могилев и Минск. Ну, а дальше – Польша, Восточная Пруссия и, наконец, участие в Висло-Одерской стратегической наступательной операции. 15 октября 1945 года боевой путь «ночных ведьм» был окончен – полк расформировали.Всего летчицы совершили 23 672 боевых вылета, из них Ирина Себрова – 1004, Наталья Меклин – 980, Евгения Жигуленко – 968 вылетов. На противников сбросили более 3 тысяч тонн бомб, а советским солдатам, находящимся в окружении, доставили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. 23 военнослужащим присвоили звание Героя Советского Союза, пятерым – посмертно.

       Чтобы еще лучше представить, в каких условиях приходилось воевать, надо вспомнить  о вооружении и быте полка. Летом за ночь совершали 5-6 вылетов, зимой – 10-12. На легком самолетике У-2 приходилось летать в любую погоду, часто под обстрелами и на предельно низкой высоте, над степями и в горах, где любое неверное движение могло стоить жизни. Даже бомбового отсека не было – снаряды закреплялись в специальных держателях снизу. Многие девушки летали без парашютов, вместо них брали дополнительные боеприпасы. Из вооружения у солдат был только ТТ, пулеметы появились гораздо позже. Тем ценнее подвиг механиков полка – девушки чинили, латали, заправляли машины и загружали снаряды с невероятной скоростью. Естественно, не обходилось и без травм: винтами женщинам часто перебивало руки.Проблемы были даже с формой: примерно до 1943 года женщины носили мужскую одежду и огромную обувь 41-43 размера. Только значительно позже начали выпускать женское обмундирование: для парадной формы у девушек не было легких туфель, да и носили юбки редко – надевали для особых случаев или к приезду начальства. Но не так обидно было летчицам ходить в мужском, как состригать косы – вот уж что действительно расстраивало. В остальном, девушки оставались девушками: это касалось и быта, и досуга, и увлечений.

       О стойкости и мужестве наших защитниц судите сами. Их не страшили ни техническое превосходство противника, ни плохая погода, ни тяжелые будни, наполненные томительным ожиданием: лететь? Не лететь? Садясь за штурвал, девушки не думали о том, какой вылет окажется последним, не вспоминали о легкой обшивке и маленькой скорости своих «ласточек». Кто знает, возможно поэтому многим «валькириям» неизменно везло возвращаться в часть снова и снова?