Художник из Кытманова
Радость и эстетическое удовольствие испытываешь от его картин – сельских пейзажей, мотивы которых, сплошь наши места: старое русло Чумыша, осень в окрестностях села Комарского, серебряный иней на березах. Родом Анатолий Павлович Пунин из деревни Тягун Кытмановского района. Закончил, в молодости, факультет изобразительного искусства в заочном народном университете им. Крупской г. Москвы. Рисует всю жизнь, сколько помнит себя. Родители, в раннем детстве сына, переезжают в Прокопьевск. Рисование в школе преподавал завуч – математик, сам рисовать не умел. Он принесет чучело, поставит – все рисуют. Анатолий рисовал на доске, а завуч по рисунку объяснял что положено. В 14 лет Анатолий пошел учиться в ГПТУ на столяра – станочника, семья жила бедно, в училище бесплатно кормили. Был друг закадычный, показал Анатолий ему рисунки, а тот сказал, что у него отец учился на художника в Феодосии. Пригласил друг домой. Дом у них большой, в комнате – мастерской художника Марченко И.И. везде холсты, краски в сундуке, мольберты, рамы, подрамники, багеты, сам он в халате, перемазанным в краске. На картинах все больше дворцы, колонны, прекрасные женщины. Голова, от всего уведенного, у Анатолия кругом пошла. Думал: «Приду домой, извожу себя красками, на художника буду похож». Мольберт на трех ножках сделал сам, стал учиться у художника Марченко. Тот объяснил, что такое грунтовка. Подрамник Анатолий сделал, загрунтовал старый шелковый платок и повесил над плитой, чтобы поскорее высох. Ночью вставал, смотрел, высох или нет. Всю грунтовку к утру скорежило. Пришел расстроенный к Марченко, а тот посоветовал в горячей воде распарить и снова натянуть на подрамник. Карандашом, акварельными красками рисовал Анатолий Павлович, а масляными не приходилось. Дядя рисовал масляными красками ковры с лебедями и влюбленными парочками, торговал ими. Марченко И.И. посоветовал маслом рисовать. Анатолий спрашивает: «Каким, сливочным»? Зашел в книжный магазин, купил охру, понюхал, намазал на бумагу. Денег не было, стал краски подбирать, что выбрасывали. Потом деньги заработал, купил кисти, краски. А что рисовать? Природу. Стал рисовать пейзажи. У. Марченко впервые юный художник увидел копию картины Орлова П.Н.«Октябрьский праздник в Риме». Она его поразила. Все думал: «Как так удивительно можно рисовать»! Запала в душу эта картина. На защиту проекта диплома сделал макет маленькой табуретки, ее можно было использовать как наглядное пособие, потому что с одной стороны она разбиралась, а макет двора училища выполнил в придачу к проекту. Впервые узнал, что такое «макет». Потом ушел служить в армию. Попал в радисты, туда «слухачей» набирают – с музыкальным слухом, а он на балалайке играет. Замполит узнал, что солдат рисует, заставил все три года плакаты рисовать. Все товарищи в свободное время отдыхают, а Анатолий перо с кистью из рук не выпускает. На третьем году службы исполнял обязанности художника, почтальона и библиотекаря. Замполит приказал все посылки солдатские трясти, те в которых булькает – откладывать. В части спиртное было запрещено. Варенье, замполит, возвращал адресатам, а бутылочки выкупал. Вернулся со службы в Прокопьевск, зашел в магазин, висит копия картины художника Орлова, сразу ее купил, а через 10 лет сам написал. Висела она всегда над кроватью, потом соседи купили. Стало скучно без нее, опять нарисовал, теперь с ней не расстается. Свои пейзажи Анатолий Павлович увозит в Барнаул в салон «Турина гора», там их оценивают и выставляют на продажу. Один раз приехал, а его картина в сторонке стоит, поинтересовался о причине. Художнику объяснили, что надо сменить раму, потому что в квартире у покупательницы итальянская белая мебель. Батюшка в Кытманово из Барнаула приезжал, ему в подарок церковь преподнесла картину кисти Пунина «Закат». В молодости Анатолий Павлович был страстным охотником. На зорьке в 4 утра уток поджидал. Туман. Солнце встает, красота неописуемая. Свою любовь к природе передает на холстах. На холстах остался родительский дом на зимней Тамбовской улице, где ухаживал он за девяностолетней мамой, долгое озеро, на мостике у берега мама полоскала белье. От картины с полем спелой ржи, которая вся пронизана ярким солнцем, мальчик – подросток из Голухи глаз не отводил, кричал на весь базар: «Мам, иди, я художника настоящего нашел»! За долгую жизнь в разных местах работал Анатолий Павлович, но кисти и карандаша не выпускал ни разу. С 1987 г. Анатолий Павлович живет в Заринске. Около здания Сбербанка создал настоящую лесную симфонию: все ели, дубки, березы, которыми мы любуемся, посажены и выращены его руками. Много картин нарисовал за всю жизнь Анатолий Павлович, на создание каждой уходит месяцы. За последние несколько лет в городской библиотеки г. Заринска прошли две его персональные выставки, в рамках творческого объединения «Встречи».
Старцева Н.И.