Час информации «Хлеб – всему голова»

(к всемирному дню хлеба)

       «Хлеб – всему голова!» – гласит старая пословица. Она проверена временем: действительно, без хлеба невозможно насытиться даже самым питательным, богатым обедом с обилием различных блюд. И наоборот, если на столе присутствует это изделие из муки – считай, голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили практически все народы, проживающие на планете Земля. Да и сегодня мало, что изменилось. По этой причине чуть больше десятка лет тому назад был учрежден специфический праздник, посвященный его величеству Хлебу – всемирный день хлеба, который празднуют 16 октября.

         Данное торжество появилось в календаре общественно – значимых событий в 2006 году. Инициатором учреждения такой даты выступили руководство и члены организации, именуемой Международным союзом пекарей и пекарей – кондитеров.

         Предположительно слово «хлеб» появилось благодаря древним грекам. Они выпекали изделия из теста в глиняной посуде, называемой «клибанос». Это слово переняли другие народы, несколько изменив его. Потому на древнегерманском языке выпекаемый продукт стали называть «хлайб», а мы – «хлеб».

         Хлеб – выпеченный из теста продукт, в составе которого есть мука, вода, дрожжи (или закваска). В зависимости от вида хлеба в тесте могут быть и другие ингредиенты. Как правило, это кунжут, мак, тмин, орехи, изюм, чеснок и т. д.

         Мучное лакомство, без которого не обходится ни одна трапеза людей во всем мире, имеет достаточно древний возраст. Его изобрели еще в неолите, хотя, конечно, тот хлеб совсем не был похож на современный продукт. Злаковое лакомство, которое готовили наши первобытные предки, состояло из воды и крупы, представляя собой запеченную на костре кашицу. Спустя время кашицу сменила лепешка.

         Славяне издревле пекли хлеб в русской печи в домашних условиях. Затем, по мере зарождения и развития различных видов ремесел, функцию производителей хлеба взяли на себя ремесленники – пекари. Малые партии мучного продукта пекли в так называемых хлебных избах, а большие – в хлебных дворцах.

         Изначально весь русский народ лакомился исключительно хлебом, приготовленным из воды и ржаной муки. Пшеничную муку наши предки тоже использовали, но лишь для выпекания калачей на праздники. Между прочим, калачи разделяли на виды: одни пекли из точненой муки, другие – из крупчатой. Существовали и смесные калачи. Называли их так потому, что сырьем для них служили равные части ржаной и пшеничной муки. Данное мучное лакомство было недоступно для простого народа – лишь царь и его семья имели возможность вкушать этот вид злаковой продукции.

         Большими умельцами в деле хлебопечения на Руси считались монахи. Они знали особые секреты приготовления мучного продукта, оттого и славились на всю страну своими навыками. Кстати, наверное еще поэтому многие «хлебные» традиции тесно связаны с аспектами христианской веры и вообще, церковной тематики. Например, перед тем, как замесить тесто, славянки всегда искренне молились перед иконами и приступали к выпеканию хлеба только в хорошем настроении. В период приготовления хлеба запрещалось разговаривать на повышенных тонах, шуметь и хлопать дверьми, окрестив хлеб, его отправляли в печь.

         Причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась и до нашего времени. А еще у русского народа есть православный праздник, посвященный хлебу – Третий или Хлебный Спас. Он является своеобразным символом завершения жатвы хлеба. В этот день принято освящать хлеб в храме, а после съедать с домочадцами, получая особую благодать и покровительство Бога. Поговорка, приуроченная к Третьему Спасу, звучала так: «Третий Спас – хлеба припас».

         Были и другие традиции.  Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, полотенце или рушник. Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться.

         Нельзя было ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

         Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжелым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб следовало скормить птицам.

         Праздничные концерты в честь хлеба ежегодно проводятся в каждой стране мира. В день проведения торжества принято организовывать праздничные программы, устраивать встречи с кулинарными гениями и пекарями, создавать выставки хлебобулочных изделий, проводить конкурсы, мастер – классы, соревнования.

         По традиции, участники торжества украшают свою одежду злаковыми растениями, повсюду звучат веселые частушки и песни о хлебе.

          И хотя сегодня многие традиции позабылись, но истинная любовь к хлебу, конечно же, сохранилась. Как и сохранилось бережное к нему отношение. Ведь он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Но прежде чем хлеб попадет в наш дом, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая, до производства муки и самого продукта), задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

 Вырастай богатырем