Информационный час “Музыка. Людвиг Ван Бетховен”

       Людвиг Ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

        В австрийском (а ныне немецком) городе Бонне 16 декабря 1770 года в семье тенора придворной капеллы Иоганна Ван Бетховена появился на свет третий в роду Людвиг, после своего деда (баса, а затем придворного капельмейстера) и старшего брата. Сам факт рождения в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика.

        Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

       Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

       Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.

       До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями.

       Когда в 1787 году умирает мать Людвига, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устраивается на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразным миром оперы.

       В 21 год – в 1791г. – Людвиг Ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек  занимается с Гайдном. Бетховен, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему – ни будь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.

       Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.

       В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии, создал единственную ораторию («Христос на Масличной горе»).

       В 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. С потерей слуха  для Бетховена наступили тяжелые времена.

       Но глухота не воспретятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.

       Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп.133 и, безусловно, «Девятая симфония».

Интересное о Бетховене.

  • Бетховен был старшим из 7 детей в своей семье,4 из которых умерли в детстве.
  • Впервые юный маэстро выступил на публике в 7 лет 26 марта 1778 года, и 26 марта – это также дата его смерти.
  • Когда отец вез маленького Людвига для его первого выступления в Кёльн, он указал, что возраст мальчика – всего 6 лет (уж очень тому хотелось подчеркнуть уникальность сына).
  • Бетховену посчастливилось изучать музыку под руководством таких известных композиторов как, Готтлоб Нефе, Иозеф Гайдн, Сальери.
  • Когда маэстро было 12 лет, он впервые опубликовал свои произведения.
  • Бетховен был одним из первых музыкантов, которому было назначено пособие в 4 тысячи флоринов просто, потому что знатные горожане не желали его отъезда из Вены во Францию, куда он был приглашен братом императора Наполеона.
  • К своему несчастью Бетховен влюблялся в женщин, принадлежавших к иному сословию. На то время классовая принадлежность была серьёзным аргументом для решения вопросов о женитьбе.
  • Бетховен написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», имя которой осталось загадкой по сей день.
  • За всю жизнь Бетховен написал лишь одну оперу – «Фиделио», – которая и поныне считается выдающимся образцом классической музыки.
  • Композитор очень ценил дружбу и никогда не позволял своим близким друзьям жить в нужде.
  • В 26 лет у великого композитора начались проблемы со слухом, а в течение последующих 20 лет проблема постепенно усугублялась, пока он полностью не стал глухим.
  • В 1824 году состоялась премьера Девятой симфонии, на которой дирижер был сам Бетховен, публика устроила бурную овацию. Но великий композитор не слышал ни похвалы слушателей, ни игры оркестра. Тогда одно из хористок взяла и повернула маэстро лицом к залу, чтобы он мог видеть тот восторг, который его творение вызвало у публики.
  • Бетховен охарактеризовал начало Пятой симфонии как «стук Смерти в дверь». Позже первые аккорды этой симфонии будут использоваться как пароль для союзников во время Второй мировой войны, поскольку по стечению обстоятельств именно эта мелодия в азбуке Морзе обозначает латинскую «V» («Victory» – победа).
  • В 1889 году в доме семьи Бетховена в Бонне был открыт музей с большой коллекцией предметов из жизни композитора и той эпохи.

       Композитор, будучи не слышащим, компенсировал свой недостаток с помощью, так называемых разговорных тетрадей. Туда во время беседы друзья записывали для него свои реплики.

       Разговорные тетради стали драгоценными документами композитора. Из них мы можем почерпнуть сведения о его мировоззрении, о видении самого композитора, как должно исполняться  то или иное его произведение.

       Творчество Бетховена охватывает   много  музыкальных жанров и использует разнообразные сочетания музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра он написал 9 симфоний и более 12 других произведений. Музыка Бетховена богата и разнообразна в плане форм: это сонаты, миниатюры, одна опера, Один балет…

       Перу композитора принадлежат большое количество произведений ансамблевой музыки. Кроме 16 струнных квартетов он написал 5 струнных квинтетов, 7 фортепьянных трио, 5 струнных трио и более десятка работ для различных комбинаций духовых инструментов.

       Бетховен, по утверждению Антона Шиндлера, пользовался собственным темпоритмом и, считаясь большинством музыковедов последним Венским классиком, умудрился нарушить немало канонов классического стиля в музыке.